НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ АДВОКАТУРЫ И НОТАРИАТА»

Докторантура и аспирантура

Кафедра социально-гуманитарных и общеобразовательных дисциплин

ПРОГРАММА

вступительного экзамена по философии в аспирантуру

Направление подготовки

40.06.01 Юриспруденция / Исследователь. Преподаватель-исследователь

Москва 2015

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ АДВОКАТУРЫ И НОТАРИАТА»

Докторантура и аспирантура

Кафедра социально-гуманитарных и общеобразовательных дисциплин

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

__________________________

«___» _______________ 20__ г.

ПРОГРАММА

вступительного экзамена по философии в аспирантуру

Направление подготовки

40.06.01 Юриспруденция / Исследователь. Преподаватель-исследователь

Москва 2015

Составители:

Е.В. Сарычев – почетный работник высшего профессионального образования Российской федерации, член-корреспондент Международной АН педагогического образования, почетный доктор Российской академии адвокатуры и нотариата, доктор философских наук, профессор;

Рецензент:

М.И. Ясюков – доктор философских наук, профессор;

Обсуждено и одобрено на заседании кафедры социально-гуманитарных и общеобразовательных дисциплин РААН 21 января 2015 г. Протокол № 4.

1. Вступительный экзамен в аспирантуру

Контроль знаний ориентирован на определение уровня освоения дисциплины в объеме вузовской учебной программы по философии в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта РФ. В ходе экзамена преследуются цели и задачи установить степень:

  • овладения основами философского мировоззрения, как фундамента формирования жизненной позиции и ценностных ориентиров человека;
  • приобщения к общечеловеческим ценностям;
  • ориентации в сложных общественных процессах;
  • системного усвоения принципов и методов познания;
  • развития навыков логического мышления;
  • освоения общественно- и личностно-значимых стимулов профессиональной деятельности;
  • получения наиболее общих знаний о сущности, структуре и особенностях процессов, происходящих в природе, обществе и мышлений;
  • овладения методологией познавательной и практической деятельности, основными формами и методами научной работы;
  • уяснения современных взглядов на сущность человека индивидуальности, личности;
  • ознакомления с этическими и эстетическими ценностями, законами, нормами права, принципами морали и общественными идеалами;
  • обогащения духовного мира человека, укрепления общественно значимых стимулов профессиональной деятельности, повышения социальной активности гражданина;
  • прояснения смысла и назначения жизни.

2. Аспирант должен знать и понимать:

  • место философии в системе общеобразовательной подготовки исследователя, преподавателя-исследователя;
  • содержательную и методическую связь дисциплины с историей, политикой, правом, экономикой, этикой, эстетикой, культурой и другими областями общественной жизни;
  • мировоззренческую, методологическую роль философии как основы теоретической и практической деятельности в сфере юриспруденции.

3. Поступающему в аспирантуру надлежит продемонстрировать уровни освоения общекультурных и профессиональных компетенций.

Знать:

  • основы философии и ее роли в истории человеческой культуры и становлении правовых идей;
  • основные понятия, категории и принципы философского мышления и их значимости в профессиональной деятельности юриста;
  • основные этапы развития мировой философской мысли, суть учения важнейших школ и взглядов выдающихся философов;
  • основные философские школы, традиции и их представителей в России;
  • основные разделы философского знания;
  • философские и религиозно-этические концепции человека, его назначения и смысла жизни;
  • природу и сущность сознания, взаимоотношение духовного и телесного, социального и биологического начал в человеке;
  • условия формирования личности, ее свободы и ответственности;
  • суть общества, его структуры, соотношение общественного бытия и общественного сознания;
  • многообразие культур и цивилизаций, их взаимодействие и вариативность исторического процесса;
  • суть практики как способа отношения человека к миру;
  • многообразие форм и методов научного познания, особенности функционирования знания в современном информационном обществе;
  • роль науки в развитии цивилизации, ценности научной рациональности и ее исторические типы;
  • актуальные проблемы развития государства и права в эпоху становления информационной цивилизации.

Уметь:

  • работать с современной научной литературой;
  • готовить доклад или реферат по изучаемым проблемам;
  • выступать с докладом или сообщением на семинарском занятии или научной конференции;
  • творчески осмысливать изучаемый материал, критически анализировать литературные источники, делать выводы и обобщения;
  • применять полученные знания при организации межличностных отношений в сфере правовой деятельности;
  • самостоятельно мыслить, обосновывать, аргументировано доказывать и отстаивать собственные убеждения человека, личности, гражданина и патриота;
  • стремиться к личностному и профессиональному развитию.

Владеть:

  • пониманием роли философии в истории человеческой культуры и становлении правовых идей;
  • знанием основных этапов развития мировой философской мысли, представлением о важнейших школах и учениях выдающихся философов;
  • представлением о классических философских текстах, охватывающих различные мыслительные эпохи и традиции;
  • общим представлением об основных отраслях философского знания;
  • знаниями о научной картине мироздания, ее функциональных понятиях и принципах; о концепции человека; об эстетических ценностях; об историчности человеческого бытия; многообразии культур и цивилизаций, их взаимодействии;
  • этическими взглядами, ценностями и убеждениями, основами их применения в жизни, в правовой деятельности.

4. Вопросы вступительного экзамена

1. Философское мировоззрение и его роль в культурном развитии личности.

2. Философия Древнего Китая: даосизм, конфуцианство.

3. Философия Древней Индии.

4. Философия Древней Греции и Рима.

5. Этические взгляды Сократа, Аристотеля, стоиков, эпикурейцев.

6. Античная диалектика: Гераклит, элеаты, пифагорейцы.

7. Идеальное государство: концепция Платона.

8. Реализм и номинализм в философии Средневековья.

9. Теория гармонии веры и разума в философии Средневековья.

10. Возрождение как общественно-политическое и культурное движение.

11. Проблема человека и общественного идеала в философии просвещения.

12. Философия Нового времени.

13. Эмпирическая философия Ф.Бэкона.

14. Роль Г.Галилея и Н.Ньютона в развитии науки.

15. Политические и правовые идеи в произведениях Т.Гоббса и Дж. Локка.

16. Рационализм Р. Декарта.

17. Монадология Г. Лейбница.

18. Пантеизм Б.Спинозы.

19. Французский материализм ХYII-ХYIII вв.

20. Философско-художественные взгляды Ф.Вольтера и Ж.-Ж.Руссо.

21. Критическая философия И.Канта.

22. Субъективный идеализм И.Фихте.

23. Философская система и метод Г.Гегеля.

24. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

25. Позитивизм как философия науки.

26. Фрейдизм и неофрейдизм.

27. Философия жизни Ф.Ницше.

28. Западники и славянофилы в русской философии ХIХ-ХХ вв.

29. Философские основания русского космизма.

30. Бытие как философская категория.

31. Философское понятие материи.

32. Философские концепции движения и развития.

33. Диалектические принципы познавательной и практической деятельности.

34. Философские категории и их роль в познании.

35. Всеобщее, общее, особенное, единичное.

36. Содержание и форма.

37. Сущность, видимость, явление.

38. Причина, повод, следствие, предлог.

39. Необходимость, случайность, свобода.

40. Возможность, вероятность, действительность.

41. Происхождение и сущность сознания.

42. Роль разума в жизни планеты: концепция ноосферы В.И. Вернадского.

43. Сущность и особенности познавательного процесса.

44. Философское учение об истине.

45. Философские проблемы экономической жизни общества.

46. Природа и общество: проблемы взаимодействия.

47. Индустриальное, постиндустриальное, информационное общество.

48. Проблема власти в политической жизни общества.

49. Правовая сфера жизни общества.

50. Философия науки и техники.

51. Мораль как регулятор социального поведения.

52. Нормы и принципы общечеловеческой морали.

53. Эстетическое сознание и его роль в духовной жизни.

54. Религиозное сознание и его особенности.

55. Историко-философские концепции человека.

56. Культура и цивилизация.

57. Человек. Индивид. Личность.

58. Проблема смысла жизни.

59. Долг, честь, совесть, ответственность.

60. Добро и зло как философско-этические категории.

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

5.1. Основная литература

1. Алексеев П. В. Философы России Х1Х-ХХ столетий. Биографии, идеи, труды. М., 2002.

2. Алексеев П.В. Социальная философия: учеб, пособие. М., 2004.

3. Алексеев П.В. История философии: Учеб. М.: Проспект. 2006

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. 3-е изд., испр. и доп. М., 2004.

5. Барулин В.С. Социальная философия: учебник.- 2-е изд., исир. и доп. М., 2002.

6. Бессонов Б.Н. История и философия науки: Учеб.пособ. М.: Высшая.шк. 2009

7. Бессонов Б.Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий: Учебное пособие. «Норма». 2006

8. Богомолов Л.С. Античная философия. М.: Высш.школа. М.2006.

9. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. – 288 с.

10. Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Философия права. М. 2007.

11. Канке В.А. Философия для юристов: учебник / В.А. Канке. – М.: Издательство “Омега-Л”, 2014. – 270 с. (Серия “Высшее юридическое образование”)

12. Малахов В.П. Философия права. Идеи и предположения: учебное пособие для студентов вузов,   обучающихся по специальностям “Юриспруденция” и “Философия”. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 391с. (Серия “Cogito ergo sum”)

13. Михалкин Н.В., Михалкин А.Н. Философия права: учебное пособие. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 393 с.

14. Майоров Г.Г. Философия как искание Абсолюта: 2-е изд. М.: Либроком. 2009

15. Хрестоматия по философии: учебное пособие / Сост. П.В. Алексеев М.: Проспект, 2014. – 576с.

5.2. Дополнительная литература

– Философский энциклопедический словарь / Ред. колл.: С.С. Лиерипцен и др. – 2-е изд. М.. 1989.

– Философия: Энциклопедический словарь /Под ред. Ивина Л.А. М., 2004.

6. Программное обеспечение

  1. Интернет ресурсы библиотеки РААН
  2. Электронная база данных кафедры социально-гуманитарных и общеобразовательных дисциплин, отдела докторантуры и аспирантуры.
  3. Учебно-методические комплекс по дисциплине «Философия».

7. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение дисциплины

  1. Специальные помещения для проведения занятий лекционного и семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля, промежуточной консультации.
  2. Помещения для самостоятельной работы обучающихся, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети Интернет и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
  3. Классы, укомплектованные специальной мебелью и техническими средствами обучения, для обеспечения дисциплины научно-исследовательской работы и практик.
  4. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека), а также библиотечный фонд, укомплектованный печатными изданиями.
  5. Доступ к дистанционным образовательным технологиям, к современным профессиональным базам данных и информационно-справочным средствам.

8. Методические указания для аспирантов по освоению дисциплины

Ознакомление с требованиями ФГОС ВО по программе подготовки кадров высшей квалификации 40.06.01. Юриспруденция / Исследователь. Преподаватель-исследователь.

Прослушивание курса лекции по «Истории и философии науки» с целью уяснения единства исторического, логического, научного, социально-правового подходов к поиску исходного материала для исследования. Осмысление роли философского знания как методологической основы диссертационной работы по правовой тематике.

Постижение образовательных технологий научно-педагогической деятельности путем разработки плана исследования, анализа текстов, участия в дискуссиях, научных конференциях. Развитие умений и навыков работы с научной литературой, поиска фактов, формулировки проблемы, обоснования объекта и предмета исследования, ясного и четкого изложения мысли.