Москва, Малый Полуярославский пер. д. 3/5
Приемная ректора 8 495 916-12-48 Приемная комиссия 8 495 917-24-78

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ АДВОКАТУРЫ И НОТАРИАТА»

Кафедра гуманитарных и естественных дисциплин
Е.В. Сарычев

Программа курса
«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»
для магистров, аспирантов и соискателей

Москва – 2012

Авторсоставитель – Е.В. Сарычев, доктор философских наук,
профессор, почетный работник высшего профессионального
образования Российской федерации, почетный доктор
Российской Академии адвокатуры и нотариата
Рецензенты – Дырин А.И., доктор философских наук, профессор,
академик Международной академии наук высшей школы,
Семенкин Н.С., доктор философских наук, профессор
Обсуждено и одобрено
на кафедре гуманитарных и естественных наук РААН
(Протокол №9 от 14 мая 2012 г.).
Рекомендовано редакционноCиздательским советом РААН
в качестве программы для подготовки
к сдаче кандидатского экзамена по истории и философии науки
Сарычев Е.В.
Юридическая логика: учебное издание / Сарычев Е.В.;
Российская Академия адвокатуры и нотариата. – М.: РоссийC
ская Академия адвокатуры и нотариата. 2012. – 28 с.
С 208
© Сарычев Е.В., 2012
© Российская Академия адвокатуры и нотариата, 2012
©Издательская группа «Граница», 2012
3

ВВЕДЕНИЕ
Давно бытует высказывание: «Обойдемся без философии и
философов…» Великий русский революционный демократ, филоC
соф, писатель, публицист А.И. Герцен (1812–1870) по поводу тоC
го, что «философия – враг науки» отвечал присказкой о роли друC
зей и врагов. Генрих IV говаривал: «Лишь бы провидение защиC
тило меня от друзей, а с врагами я сам справлюсь…»
Проблема взаимосвязи науки и философии всегда находиC
лась в центре внимания познающего субъекта. Особенно остро она
заявила о себе на рубеже второго и третьего тысячелетий. ВозниC
кла потребность вновь и вновь более глубоко осмыслить процесC
сы, которые нельзя понять в рамках естественных, гуманитарC
ных, технических, общенаучных дисциплин. Необходимо, образC
но говоря, подняться над этими науками, чтобы панорамно обозC
реть ситуацию и понять: как мы переходим от обыденноCбытовых
рассуждений к научному знанию; как отличить научное от ненаC
учного; каковы основания для утверждения, что одна теория лучC
ше другой; каковы социокультурные функции науки; как выC
брать наиболее рациональный путь решения проблемы и т.д. ОтC
веты на эти и многие другие вопросы невозможно получить ни с
помощью общих, ни с помощью частных наук.
Вместе с тем необходимость более глубокого и всестороннего
осмысления этих вопросов диктуется потребностями как развиC
тия самой науки, так и задачей подготовки новых научных каC
дров, повышения качества и результативности научноCисследоваC
тельской работы. Видный английский физик, социолог науки, обC
щественный деятель, один из основателей науковедения Дж. БерC
нал (1901–1971) обратил внимание на то, что научные исследоваC
ния проводятся часто хаотическим образом. Коэффициент полезC
ного действия таких исследований составляет примерно два проC
цента. Чтобы повысить результативность научноCисследовательC
ской работы, нужно четко понимать, что такое научность, каковы
4
ее сущность, содержание, особенности. Вот почему в центр подгоC
товки аспирантов, соискателей, исследователей сегодня выдвинуC
лись проблемы теории познания (философии науки, эпистемолоC
гии).
Познавательный процесс весьма многогранен, подвижен, в
нем причудливо сочетаются эмпирическое и теоретическое, истоC
рическое и логическое, интуитивное и рассудочное, сознательное
и подсознательное, критическое и позитивное, объективное и
субъективное. На первый взгляд, возникает представление, будто
научная деятельность – это во многом иррациональный процесс,
результаты которого зависят в основном от индивидуальных каC
честв исследователя, его здравого смысла и счастливого случая.
История науки показывает, что такая ситуация имеет место лишь
тогда, когда познавательный процесс не подкреплен основополаC
гающими положениями философской теории познания. На это
обращали внимание многие гиганты мысли, корифеи науки.
Один из основоположников современной физики, создатель теоC
рии относительности А. Эйнштейн (1879–1955) признавал, что на
результаты его научной деятельности оказали влияние такие фиC
лософы, как И.Кант, Д. Юм, Э.Мах. Он говорил, что наука без
теории познания (насколько это вообще мыслимо) становится
примитивной, путанной.
В таком же духе высказывался французский физик Л. БрилC
люэн (1889–1969). Ученые, – отмечал он, – всегда работают на осC
нове некоторых философских предпосылок. И хотя многие из них
могут не осознавать этого, именно эти предпосылки определяют
их особую позицию в исследовании.
Видный представитель герменевтики, основатель феноменоC
логии немецкий философ Э. Гуссерль (1859–1938) характеризоC
вал взаимосвязь эпистемологии и науки следующим образом:
«…Поколения за поколениями работают над громадным зданием
науки и присоединяют к нему свои скромные произведения, ясно
сознавая при этом, что здание это бесконечно и никогда нигде не
найдет своего завершения… Наука есть поиск истин, и курс «ИсC
тории философии науки» призван помочь магистрам, аспиранC
там, соискателям, всем занимающимся исследовательской деяC
тельностью, получить ответы на следующие вопросы:
1. В чем заключается многообразие форм знания?
2. Что представляет собой наука как социокультурный феC
номен?
3. Каковы критерии научности?
4. Как развивается наука, каковы ее периодизация, классиC
фикация, тенденции, взаимосвязь различных областей знания?
5. Каковы мотивы деятельности ученого?
6. Какими качествами должен обладать ученый?
7. Какова роль человеческого фактора в условиях ускорения
научноCтехнического прогресса?
8. Как соотносятся наука и техника, наука и политика, науC
ка и этика, наука и психология творческой деятельности?
9. Каким образом формы и методы познания выполняют орC
ганизующую роль в научном поиске?
10.Каково значение аргументации в научноCисследовательC
ской работе?
11.В чем заключается проблема истины, соотношения абсоC
лютного и относительного в знаниях?
12. Каковы условия творчества и научного воображения?
13. Что взаимно дают друг другу философия и специальные
науки и т.д.?
Цикл лекций и семинаров призван помочь магистрам, аспиC
рантам и соискателям рационально организовать свою научную
деятельность, подготовиться к сдаче кандидатского экзамена по
философии.
В процессе подготовки к экзамену каждый магистр, аспирант
(соискатель) должен представить реферат по проблематике теоC
рии познания.
Примерный перечень тем рефератов предлагается в учебной
программе. В программе имеются также контрольные вопросы
для проверки качества усвоения курса истории и философии науC
ки. В конце программы помещен список рекомендуемой литераC
туры.
5
6
Распределение часов по темам и видам учебных занятий

п/п
Наименование тем Всего
Аудиторные
занятия(час)
Лекции Семинары
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Многообразие форм знания
Философия науки
История науки
Взаимосвязь философского и научноC
го познания
Философские категории и их роль в
познании
Формы и методы научного познания
Роль аргументации в научном исслеC
довании
Логика и интуиция в творческом проC
цессе
Наука и этика
Личность ученого
4
2
4
6
4
4
4
4
4
6
4
2
4
4
4
4
4
4
4
4
2
2
Итого: 42 38 4
Содержание тем программы
Тема 1. Многообразие форм знания
Познавательный процесс, его сущность и структура. ЧувC
ственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое, историC
ческое и логическое, научное и вненаучное знание.
Основные формы чувственной ступени познания: ощущения,
восприятия, представления. Рациональная ступень познания и ее
логические формы: понятия, суждения, умозаключения, факты,
7
проблемы, гипотезы, теории, нормы, принципы, законы, вопроC
сы, ответы и др. Особенности чувственной и рациональной ступеC
ней познания.
Сущность и особенности эмпирического и теоретического, исC
торического и логического знания.
Вненаучное знание и его формы: донаучное, паранаучное,
лженаучное, антинаучное, псевдонаучное. Наука как социокульC
турный феномен. Существенные признаки, составляющие содерC
жание науки.
Понятие общественного бытия и общественного сознания. ОбC
щественное сознание – совокупность функционирующих в общеC
стве идей, теорий, взглядов, которые являются отражением обC
щественного бытия с позиции определенных социальных групп.
Структура общественного сознания. Уровни общественного созC
нания: обыденноCэмпирический и теоретикоCидеологический.
Формы общественного сознания: политическое, экономическое,
правовое, этическое, эстетическое, религиозное. Наука как форC
ма общественного сознания.
Наука – одна из основных форм жизнедеятельности людей,
направленная на познание природы, общества и самого человека.
Высшей целью научной деятельности является формулировка заC
конов.
Наука – это совокупность дисциплинарных знаний. НоменC
клатура современного научного знания.
Наука – это социальный институт, имеющий свою организаC
ционную структуру.
Контрольные вопросы
1. Сущность и структура познавательного процесса.
2. Чувственное и рациональное познание, его формы и осоC
бенности.
3. Эмпирическое и теоретическое, историческое и логичеC
ское познание.
4. Вненаучное знание и его формы.
5. Сущность и структура общественного сознания.
6. Наука как форма общественного сознания.
7. Наука как одна из основных форм жизнедеятельности
людей.
8. Номенклатура современного научного знания.
9. Наука как социальный институт.
Тема 2. Философия науки
ЛогикоCконцептуальные схемы, объясняющие тенденции раC
звития науки. Кумулятивная модель развития науки: знанию неC
зачем прорываться в новое смысловое пространство, а нужно лишь
уточнять, детализировать, совершенствовать имеющуюся инфорC
мацию. Антикумулятивная модель развития науки: критический
анализ существующего знания; пересмотр норм, канонов, станC
дартов; революционная, скачкообразная смена систем знаний.
Возникновение философии науки как первое глубокое и осноC
вательное осмысление тенденций развития научного знания. ОсC
новоположники позитивизма (положительной философии, филоC
софии науки): Дж. Ст. Милль, О. Конт, Г. Спенсер. Пять значений
смысла позитивного: реальное знание в противоположность хиC
мерическому; полезное – в противоположность негодному; достоC
верное – в противоположность сомнительному; точное – в протиC
воположность смутному; положительное – в противоположность
отрицательному
Философия науки о трех стадиях развития знаний: теологиC
ческое (фиктивное), метафизическое (отвлеченное), научное (поC
зитивное). Философия науки как связующее звено в системе
естественноCнаучного, гуманитарного и технического знания.
Предмет философии науки – установление общих закономерC
ностей научного познания, рассматриваемых в исторически измеC
няющемся социокультурном контексте. Цель философии науки:
интегральный анализ путей поиска истины; осмысление логики
творческого процесса; уяснение форм и методов научного исслеC
дования; выявление изменчивости и глубины методологических
установок.
Проблемы философии науки: как осуществляется переход от
обыденноCбытовых рассуждений к научному знанию; как отлиC
чить научное от ненаучного; каковы основания для утверждения,
что одна теория лучше другой; каковы социокультурные функC
ции науки; какие процессы идут в самой науке; что дает филосоC
фия науке; что дает наука философии. Философия науки дает
панорамное видение форм, методов, путей, закономерностей раC
звития науки.
Этапы развития философии науки: первый позитивизм, эмC
пириокритизм, неопозитивизм.
8
Контрольные вопросы
1. ЛогикоCконцептуальные схемы развития науки.
2. Возникновение и этапы развития философии науки.
3. Предмет философии науки.
4. Цель позитивной философии.
5. Проблемы позитивной философии.
6. Место и роль философской науки в системе естественноC
научных, гуманитарных и технических знаний.
Тема 3. История науки
Этапы развития знаний: преднаука, наука.
Предпосылки возникновения научных знаний. НеобходиC
мость удовлетворения практических жизненных потребностей.
Необходимость социального общения и рациональной организаC
ции практической деятельности. Задачи развития естествознаC
ния, обществознания, техники.
Научные достижения в эпохи Древнего мира, Средневековья,
Возрождения, Нового времени, Просвещения. Противостояние
науки и религии.
Проблема периодизации и классификации наук. КлассичеC
ская наука эпохи Возрождения и Нового времени: история возниC
кновения, достижения особенности, представители.
Неклассическая наука XIX–XX веков. Необходимость измеC
нения системы взглядов на природу, поскольку новые открытия
не вписывались в существующую систему знаний. Важнейшие
естественноCнаучные открытия этого периода.
Постнеклассическая наука семидесятых годов XX века.
Компьютеризация. Генные технологии. Микробиология. МиC
крофизика. Сверхпроводящие материалы. Искусственный интелC
лект. Синергетика – теория самоорганизации. Учение о переходе
биосферы в ноосферу.
Проблема классификации наук. По критерию форм движеC
ния материи: механика, физика, химия, биология, обществознаC
ние. По связи с практикой: фундаментальные, прикладные. По
предмету и методам познания: естественные, технические, гумаC
нитарные.
Тенденции дифференциации и интеграции знания, их влияC
ние на классификацию наук. Рост объема частных областей знаC
9
10
ния, а также стыковых направлений в развитии науки. КлассиC
фикация наук в царской России и в современной Российской ФеC
дерации. Классификация, предложенная В.Н. Татищевым (1686C
1750): науки нужные, полезные, щегольские, любопытные, вреC
дительные.
Основные направления в современной классификации наук:
философские, логикоCматематические, естественные, техничеC
ские, гуманитарные, общеобразовательные. Специальные отраC
сли в классификации современного научного и знания. Проблемы
развития современной науки.
Контрольные вопросы
1. В чем специфика развития знаний на этапах преднауки и
науки?
2. Назовите основные предпосылки возникновения научных
знаний.
3. Охарактеризуйте наиболее значительные научные достиC
жения предшествующих исторических эпох.
4. В чем суть и особенности классической науки эпохи ВозC
рождения и Нового времени?
5. Дайте анализ неклассической науки XIX–XX веков.
6. Охарактеризуйте постнеклассическую науку семидесятых
годов XX века.
7. Какие варианты классификации наук Вам известны?
8. Основные направления современной классификации наук.
Тема 4. Взаимосвязь
философского и научного познания
Основания для постановки проблемы соотношения филосоC
фии и науки: историческое отрицание натурфилософии, которую
на протяжении столетий считали наукой наук; закономерное возC
никновение философии науки, стремящейся выяснить грани взаC
имосвязи науки и философии; современная критика философии,
когда наука не получает от нее тех мировоззренческих и методоC
логических посылов, которые соответствовали бы потребностям
теории и практики.
Статус научности и его критерии. Объект науки – область дейC
ствительности, которую изучает наука. Предмет науки – законоC
мерности развития изучаемой области действительности. ВсеобC
щие, общие и частные законы. Принципы науки – методологичеC
ские нормы, правила, которыми руководствуется наука. КатегоC
рии – наиболее широкие по объему фундаментальные понятия
науки.
Критерии научности. Объективность, то есть исследование
предметов, явлений «самих по себе», без привнесения в них чегоC
либо субъективного, сверхприродного. Нацеленность на устаноC
вление закономерностей развития исследуемого объекта как выC
сшая цель науки. Системность знания как особая организация в
виде определенных классов, комплексов, организмов, систем.
Проверяемость, то есть обращение к наблюдению, эксперименту,
позволяющим подтвердить или отвергнуть идеи, породить увеC
ренность или сомнение в истинности полученных результатов.
Доказательность в отличии от веры, которая не обосновывает, а
декларирует свое мировоззрение. Практическая направленность
знаний. Информативность науки, то есть приращение знаний.
Соотношение философии и специальных наук. Специальные
науки изучают свой фрагмент бытия и служат конкретным поC
требностям общества. Философия устремлена к целостному поC
стижению универсума, ищет ответы на наиболее общие вопросы о
первоначалах бытия, о всеохватывающем единстве мира.
Специальные науки формулируют свои выводы в теориях, заC
конах, формулах, выносят «за скобки» личностное отношение
ученого к изучаемым явлениям, сосредоточивают внимание на
объективных закономерностях развития. Философия не только
познает мир, но формирует отношение к нему, вырабатывает миC
ровоззрение, новые идеалы, нормы, культурные ценности.
Специальные науки опираются на факты, их экспериментальную
проверку. Здесь велика роль чувственного познания. Философия
работает с умопостигаемыми сущностями, многие из которых неC
доступны чувственному познанию (бытие, бесконечность, вечC
ность и т.д.)
Наука как форма общественного сознания может развиваться
относительно самостоятельно, независимо от других форм общеC
ственного сознания. Философия осмысливает совокупный опыт
духовного развития человечества, всех форм общественного созC
нания.
Наука, как правило, удовлетворяется результатами выводов,
которые эмпирически проверены, подтверждены практикой. ФиC
11
лософия не удовлетворяется ранее созданными теориями и конC
цепциями, она постоянно переосмысливает их, руководствуется
методом рефлексии, оборачивания на себя.
В естественных науках ответы, как правило, носят достоверC
ный, однозначный характер. Философия выстраивает множество
вариантов обоснования и опровержения своих концепций.
Научное познание часто носит объективно безличностный хаC
рактер, важно, что изобретение есть и отвечает потребностям обC
щества. Философские системы знаний авторизованы, персонифиC
цированы.
В науке отсутствует или выражен весьма слабо национальный
момент.
В философии важно и ярко выражен национальный характер.
Философия отвечает критериям научности и представляет соC
бой науку о первоначалах бытия, о всеобщих закономерностях раC
звития действительности, теоретически оформленное мировозC
зрение. Она не подменяет других наук, но рассматривает их как
базу для новых мировоззренческих и методологических обобщеC
ний.
Контрольные вопросы
1. В чем суть проблемы взаимосвязи философии и науки?
2. Что определяет статус науки?
3. Охарактеризуйте основные критерии научности.
4. Назовите отличительные черты научного и философского
знания.
5. Сформулируйте содержание предмета философии.
6. Какую роль играет философия в развитии наук?
Тема 5. Философские категории
и их роль в познании
Понятие философских категорий – фундаментальных, преC
дельно широких по объему форм мышления, отражающих наибоC
лее общие закономерности развития объективной реальности.
Безотносительные (одинарные) и соотносительные (парные) катеC
гории.
Категории единичного, общего, особенного. Единичное (отC
дельное) – относительно обособленный объект со всей совокупноC
12
стью присущих ему индивидуальных признаков. Общее как отраC
жение явлений данного класса. Особенное – соотношение общего
и единичного в предмете. Диалектика единичного, общего и осоC
бенного. Всякое единичное входит в общее, всякое общее сущеC
ствует только в единичном. Единичное неполно входит в общее,
общее составляет лишь часть (момент) единичного. Единичное,
общее и особенное в предмете сочетаются поCразному, переходят
друг в друга. Методологическое значение категорий для познаваC
тельной и практической деятельности. В научной деятельности
руководствоваться общими мировоззренческими и методологичеC
скими принципами, но не утрачивать своей индивидуальности и
учитывать особенности условий, обстановки.
Категории причины, следствия, повода, предлога. ДетермиC
низм, каузальность как выражение причинноCследственных свяC
зей. Причина – явление, которое при определенных условиях поC
рождает другое явление, называемое следствием. Следствие – реC
ализованная причина. Причины внутренние и внешние, главные
и второстепенные, обратимые и необратимые. Повод – филосоC
фская категория для обозначения внешнего, часто случайного соC
бытия, которое само по себе не является причиной, но способствуC
ет появлению следствия. Это может быть факт, событие. Предлог
– также незначительное обстоятельство, которое не является приC
чиной, но приводит к определенному следствию. Это – не обязаC
тельно факт, может быть и вымысел.
Диалектика причины и следствия. Одна причина может поC
рождать несколько следствий. Несколько причин могут привоC
дить к одному следствию. Причины и следствия могут взаимно
переходить друг в друга. Условия способствуют или затрудняют
появление причинноCследственных связей. Направление логичеC
ского следования влияет на характер вывода при анализе причинC
ноCследственных связей.
Методологическое значение категорий. Знание возможно
большего многообразия причинноCследственных связей является
проявлением высокого профессионализма в любой деятельности.
В комплексе причин важно выделять прежде всего главную приC
чину. Необходимо уметь отделить причину от повода и предлога.
Исходя из целей деятельности, нужно либо создавать, либо устраC
нять соответствующие условия для проявления или непроявлеC
ния причинноCследственных связей. Залог эффективной деятельC
ности – тщательное изучение причин успехов и неудач.
13
Категории содержания и формы. Содержание – основа
предмета, совокупность его существенных признаков, его внуC
тренняя характеристика. Форма – внешнее выражение содерC
жания, структурноCфункциональная организация предмета.
Диалектика содержания и формы. Содержание определяет форC
му, форма оказывает активное обратное влияние на содержаC
ние. Одно содержание может существовать в различных форC
мах, различные содержания могут существовать в одной форC
ме. Содержание более динамично, чем форма, поэтому если
форму не приводить в соответствие с содержанием, то можно
нарушить качественную определенность предмета. Условием
гармоничного развития предмета является соответствие формы
и содержания.
Методологическое значение категорий. Успех любой деятельC
ности определяется соответствием формы действий содержанию
решаемых задач. Недопустима абсолютизация содержания или
формы. Абсолютизация содержания без соответствующей формы
делает работу сухой, отталкивающей. Абсолютизация формы поC
рождает бюрократизм и формализм в работе, абстракционизм в
искусстве. В зависимости от специфики обстановки надо непреC
рывно уточнять содержание и изменять форму деятельности.
Смелее, решительнее использовать активное обратное влияние
формы на содержание.
Категории сущности, явления, видимости (кажимости). СущC
ность – основа бытия предмета, внутренняя, устойчивая сторона,
делающая предмет самим собой, скрытая от непосредственного
восприятия. Явление – внешнее выражение сущности, доступное
для органов чувств. Видимость (кажимость) – искаженное отраC
жение сущности, ее выражение с какой то одной стороны, в одном
из ее моментов.
Диалектика сущности и явления. Сущность проявляется, явC
ление существенно. Сущность и явление полностью не совпадают.
Во взаимосвязи сущности и явления решающая роль принадлеC
жит сущности. Однопорядковость сущности и закона. Сущность
имеет многоуровневую природу, знание постепенно переходит от
сущности первого порядка к сущности второго и более глубокого
порядков.
Методологическое значение категорий. Цель познания –
установление сущности предмета. В процессе исследования
вскрываются более глубокие пласты сущности, поэтому необхоC
14
15
димо непрерывное слежение за развитием науки, теории и пракC
тики. Уметь отделить видимость (кажимость) от сущности.
Категории необходимости и случайности. Необходимость –
философская категория для обозначения таких явлений, которые
при данных условиях происходят обязательно (так, а не иначе).
Случайность – философская категория для обозначения таких явC
лений, которые при данных условиях могут произойти (так или
иначе) или не произойти. Необходимость внутренняя и внешняя,
общая и единичная, объективная и субъективная.
Диалектика необходимости и случайности. Каждый процесс
в природе и обществе одновременно и необходим, и случаен.
Необходимость пробивает себе дорогу через массу случайностей.
Необходимости принадлежит главная роль в развитии предмета.
Однопорядковый характер необходимости и закона.
Необходимость и случайность переходят друг в друга. Чем
сложнее предмет, процесс, тем более широкое поле для проявлеC
ния случайностей. Методическое значение категорий. Любое
случайно воспринятое явление имеет свою необходимость. В люC
бой спланированной деятельности надо учитывать игру случайC
ностей. Высокий профессионализм предполагает постоянную гоC
товность к быстрому и адекватному реагированию на изменивC
шуюся обстановку.
Категории возможности, действительности, вероятности.
Возможность – объективно существующая тенденция возникноC
вения и развития предмета. Действительность (в широком смыC
сле) – объективная реальность. Действительность (в узком смыC
сле) – реализованная возможность. Вероятность – возможность,
для которой определено ее количественное основание в действиC
тельности. Возможность абстрактная и конкретная, обратимая и
необратимая, сосуществующая и исключающая.
Диалектика возможности и действительности. Возможность
существует лишь в действительности (объективна). ДействительC
ность проявляет себя как совокупность возможностей. ПревращеC
нию возможности в действительность нужны условия. ПревращеC
ние возможности в действительность носит не однозначный, а веC
роятностный характер.
Методологическое значение категорий. В практической деяC
тельности исходить из реальных возможностей. Исходя из целей
деятельности создавать или не создавать условия для превращеC
ния возможности в действительность. Учитывать, для решения
16
каких задач возможности и условия сложились полностью или
частично, или вообще еще не сложились. Только учет этих обC
стоятельств позволит выработать рациональную стратегию повеC
дения, деятельности. Постоянно принимать меры, чтобы уменьC
шить возможность поражений, неудач. Поскольку возможность –
это представитель будущего в настоящем, постольку знание возC
можностей связано с предвидением. Овладевать методами прогC
нозирования событий.
Контрольные вопросы
1. Понятие философских категорий.
2. Категории единичного, общего, особенного.
3. Категории причины, следствия, повода, предлога.
4. Категории содержания и формы.
5. Категории сущности, явления, видимости (кажимости).
6. Категории необходимости и случайности.
7. Категории возможности, действительности, вероятности.
8. Методологическое значение философских категорий для
познавательной и практической деятельности.
Тема 6. Формы и методы научного познания
Научное познание как непрерывный активный процесс отраC
жения действительности с целью постижения истины, законоC
мерностей развития объективной реальности, эффективного реC
шения практических задач.
Основные формы существования и развития научного знаC
ния. Факты действительности – явления, события, свойства, отC
ношения, существующие независимо от сознания; непосредственC
ное данное, освобожденное от идеологических, политических и
прочих конъюнктурных искажений.
Факты науки – отражение фактов действительности, осознанC
ное и зафиксированное в логических формах мышления: поняC
тиях, суждениях, умозаключениях. Классификация фактов науC
ки: по предметной области (экономические, политические, кульC
турные, психологические, правовые и т.п.); по значимости (позиC
тивные, негативные); по динамике (единичный акт, фактCпроC
цесс, фактCтенденция); по времени (предшествующие, настояC
щие, последующие).
Проблема – осознанное назначение, познавательная и пракC
тическая задача, требующая своего решения.
Гипотеза – научное предположение, истинное значение котоC
рого неопределенно. Версия как разновидность гипотезы в юрисC
пруденции. Аргументация – процесс верификации (доказательC
ства истинности гипотезы) или фальсификации (доказательства
ложности гипотезы).
Теория – наиболее развитая, высшая форма научного знания;
система идей, понятий, законов, принципов, обобщено отражаюC
щих определенную область действительности.
Функции научной теории: объективное и строгое описание
явлений; объяснение явлений; вскрытие причинно – следственC
ных связей, формулировка законов; предвидение, выведение
следствий из известных причин; вооружение понятийным аппаC
ратом и методами решения задач; орудие планирования и оптиC
мизации действий управления.
Концепция – система теоретических взглядов на те или иные
явления, способ рассмотрения и понимания действительности,
общий замысел ученого, поэта, художника и т.д.
Методология – учение о методах познавательной и практичеC
ской деятельности.
Метод – устойчивая совокупность приемов познавательной и
практической деятельности, позволяющая наиболее рациональC
ным путем идти к постижению истины, к решению поставленной
задачи. Классификация методов по степени общности: всеобщие,
общие, специальные (частные). Система методов по глубине проC
никновения в изучаемую область действительности: эмпиричеC
ские и теоретические методы.
Эмпирические методы, позволяющие отразить явление, внеC
шнюю сторону предмета: наблюдение, эксперимент, обследоваC
ние, измерение, описание. Теоретические методы, позволяющие
отразить сущность, внутреннюю (скрытую от непосредственного
восприятия) сторону предмета: анализ, синтез, сравнение, обобC
щение, абстрагирование, идеализация, формализация, дедукC
ция, индукция, традукция и др. Методы активизации познаваC
тельного процесса.
Проблема истины. Соотношение абсолютного и относительноC
го в знаниях. Истина как соответствие наших знаний действиC
тельности. Абсолютность, относительность и конкретность истиC
ны. Логический и практический критерий истины. Роль практиC
ки в познавательном процессе.
17
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте основные формы научного знания.
2. Что такое теоретическое и концептуальное знание?
3. В чем суть научной методологии?
4. Что такое научный метод?
5. Эмпирические научные методы.
6. Теоретические научные методы.
7. Что такое истина?
8. Каково соотношение абсолютного и относительного в знаC
ниях?
9. Как вы понимаете конкретность истины?
10.Что является высшим критерием истинности знаний?
11.Какова роль практики в познавательном процессе?
Тема 7. Роль аргументации
в научном исследовании
Способы получения знаний: обращение к действительности;
вера; теоретическое и практическое обоснование. Научное знание
получает свой статус в процессе доказательства.
Доказательство (в широком смысле) – процедура установления
истинности некоторого утверждения при помощи комбинирования
рассуждений с непосредственным восприятием определенных
предметов и явлений. Доказательство ( в узком смысле) – совокупC
ность логических приемов, обосновывающих истинность какогоC
либо положения. Структура доказательства: тезис, аргументы (доC
воды, основания), демонстрация (аргументация, обоснование).
Факторы, обусловливающие процесс и результат доказательC
ства: логический, лингвистический, социальный, психологичеC
ский, методический («технический»). Доказательства внешние,
вещественные. Доказательства внутренние, логические (прямые,
косвенные, генетические). Косвенные доказательства: апагогичеC
ские (от противного), методом исключения (разделительные).
Особенности выводов в косвенных доказательствах.
Опровержение, его сущность структура и способы. Способы
опровержения по отношению к тезису, аргументам, демонстрации.
Правила аргументации. Тезис и аргументы должны быть исC
тинными, иначе никакими приемами не удастся обосновать праC
вильность выдвинутого положения. Тезис и аргументы должны
18
быть четкими, ясными, определенными, не содержащими внуC
тренних противоречий. В процессе доказательства тезис не долC
жен быть очевидным, так как то, что очевидно, не требует доказаC
тельства. В ходе опровержения тезис, напротив, должен быть очеC
видным, так как бессмысленно подвергать критике то, что не очеC
видно. Тезис должен оставаться неизменным на протяжении всеC
го процесса аргументации. Тезис должен определять собою весь
процесс аргументации, чтобы в конце можно было сказать: «Что
и требовалось доказать». Аргументы должны быть достаточными
основаниями для доказываемого положения. Аргумент должен
быть мыслью, истинность которой обоснована независимо от теC
зиса. Самым сильным и неопровержимым аргументом является
факт, имеющий отношение к тезису. Аргументы должны быть ваC
риабельными с целью усиления позиции при обосновании праC
вильности выдвинутого положения. Труднее всего опровергать
положения, которые прочно утвердились в общественном и индиC
видуальном сознании, стали догмами, стереотипами мышления.
Каким бы трудным ни оказался процесс аргументации, необходиC
мо соблюдать такт, выдержку, терпение.
Ошибки в процессе аргументации. По отношению к тезису:
преднамеренная или непреднамеренная, полная или частичная
потеря тезиса; тавтология; переход к другому роду; внутренняя
противоречивость, неясность, нечетность тезиса. По отношению к
аргументам: довод к человеку; довод к публике; ложное основаC
ние; предвосхищение основания; довод к невежеству; довод к сиC
ле. По отношению к демонстрации: мнимое следование; учетвереC
ние терминов; подмена причинной связи внешним порядком;
подмена условного безусловным и др.
Понятие о паралогизмах, софизмах, логических, парадоксах.
Роль парадоксов в развитии научного знания.
Контрольные вопросы
1. Сущность, структура и виды доказательств.
2. В чем отличие выводов в прямых и косвенных доказательC
ствах?
3. Опровержение, его сущность, структура и способы.
4. Правила аргументации.
5. Характерные ошибки в процессе аргументации.
6. Что такое паралогизмы, софизмы, логические парадоксы?
7. Какова роль логических парадоксов в развитии науки?
19
Тема 8. Логика и интуиция
в творческом процессе
Творчество как деятельность, результатом которой является
создание нового, никогда ранее не бывшего, оригинального;
сложный сплав осознанного и неосознанного, строгого расчета и
интуитивных прозрений. Этапы творческого процесса: «контекст
открытия» (выдвижение гипотезы чисто интуитивным путем) и
«контекст оправдания» (логическое подтверждение или опроверC
жение гипотезы).
Интуиция как специфическая форма познания, способность
постижения истины путем прямого ее усмотрения без обосноваC
ния с помощью доказательств. Условия рождения интуиции: проC
шлый опыт, глубокие знания; жизненная необходимость решеC
ния задачи; способность устанавливать нетрафаретные связи
между исследуемыми явлениями; проявление автоматической
работы мозга, отработанная до автоматизма логика мышления.
Логика в творческом поиске нового. Интуитивное следует за осозC
нанным мышлением в ходе формулировки проблемы. На этапе
выдвижения гипотезы тесно взаимодействуют интуитивное и лоC
гическое. Каким бы иррациональным путем ученый не приходил
к выдвижению гипотезы, он всегда решает проблему критичеC
ской оценки выдвинутого предположения, то есть его логической
проверки. Формулировка теории особо чувствительна к логике
мышления. Логика выполняет определенную организующую
роль по отношению к интуиции в плане целенаправленного упоC
рядочения потока воображения, фантастических образов.
Условия творчества: прирожденный здравый смысл; знания;
научная методология; недогматическое, нестереотипное мышлеC
ние; положительные эмоции.
Контрольные вопросы
1. В чем суть творчества?
2. Назовите этапы творческого процесса.
3. Интуиция и условия ее рождения.
4. Роль логики в творческом поиске нового.
5. Условия творчества, инновационного мышления.
20
21
Тема 9. Наука и этика
Нравственная амбивалентность науки: две крайние точки
зрения. Наука этически, политически и юридически нейтральна,
представляет собой чисто профессиональную деятельность, наC
правленную на поиск истины. Наука не должна быть безучастной
к моральным регулятивам.
Этические нормы научной деятельности. Универсализм – исC
тинность научных утверждений должна оцениваться независимо
от этноса, возраста, пола, авторитета, титулов, званий тех, кто их
формулирует. Общность – научное знание должно становиться
общим достоянием. Бескорыстный поиск истины, свободный от
соображений личной выгоды, завоевания славы, получения деC
нежного вознаграждения. Все это может рассматриваться как
возможное следствие научных достижений, а не как цель. ОргаC
низованный скептицизм – критическое отношение к собственной
работе и другим работам. Честность, ответственность: коллеги
должны быть уверены, что исследование проведено добросовестC
но, с соблюдением требований научной методологии, техники
экспериментирования. В свою очередь, ученый вправе претендоC
вать на беспристрастную и объективную оценку своего труда со
стороны коллег. Восприимчивость по отношению к новым идеям,
но не слепое подчинение интеллектуальной моде. Ученый должен
знать работы предшественников и современников, относящихся
к области его интересов. Сохранение климата доверия в сообщеC
стве ученых.
Социальная ответственность ученого. Предвидение опасности
результатов открытия для человечества. Недопущение антигуC
манных принципов научной деятельности. Поддержание эколоC
гического равновесия в отношениях между природой и общеC
ством. Недостаточность накопленного нравственного правового
опыта человечества, необходимость совершенствования нормоC
творчества и создания нравственных и правовых механизмов, реC
гулирующих процесс развития науки.
Диалектически противоречивая сущность науки: двигатель
прогресса или тормоз развития; добро или зло; орудие жизни
или орудие смерти. Проблема создания нравственных кодексов
ученых.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается нравственная амбивалентность науки?
2. Каковы этические нормы научной деятельности?
3. В чем заключается проблема социальной ответственности
ученого?
4. Охарактеризуйте диалектически противоречивую сущC
ность науки.
5. Чем объясняется необходимость совершенствования нравC
ственных и правовых механизмов, регулирующих процесс развиC
тия науки?
Тема 10. Личность ученого
Значение личности в науке. Мотивация деятельности ученого:
бескорыстное стремление к поиску истины; восхищение красотой
закономерностей; простое любопытство; желание приносить польC
зу; потребность в одобрении, жажда авторитета, тщеславие; желаC
ние подражать корифеям науки; материальный интерес; боязнь
скуки. Качества необходимые ученому. Энтузиазм и настойчиC
вость, направленные на реализацию творческого замысла. ЗдороC
вье и энергия. Вера в свои силы и ещё не испытанные возможноC
сти. Острота взгляда, проницательность, способность выделить
наиболее важные характеристики, ещё не заметные для других.
Непредубежденность. Воображение, способность перспективного
представления. Интеллект. Интуиция. Логика. СосредоточенC
ность. Память. Честность перед самим собой и перед другими.
Способность понимать других и прислушиваться к их мнению.
Тщательность в оценке результатов научной работы. ПсихоC
логические типы личности ученых. «Делатель» – собиратель факC
тов, добросовестный наблюдатель, но ему не достает воображения.
«Думатель» – ненасытный читатель, классификатор, аналитик.
«Босс» – превосходный организатор, администратор, но не очень
22
стремящийся к непосредственной научной работе. «Хлопотун» –
вечно спешащий, стремящийся сделать все побыстрее, но не приC
дающий значения нравственной стороне научных исследований.
«Рыбья кровь» – демонстративно невозмутимый скептик, во всем
сомневающийся, но не очень стремящийся создавать. «ЛабораторC
ный сухарь» – как правило, технический сотрудник, незамениC
мый при выполнении скрупулезной работы. «Самолюбователь» –
эгоцентрист, пребывающий в постоянном восторге от результатов
собственной работы. «Агрессивный спорщик» – его интересует
только собственная правота. «Акула» – постоянно преувеличивает
свое значение за счет других, старается приписать себе чужую раC
боту, стремится делать науку чужими мозгами. «Альтруист» – заC
нимается наукой ради принесения пользы человечеству, готов поC
жертвовать всем ради науки. «Добрячок» – готов пожертвовать
собственными интересами ради помощи другим.
«Идеальные» типы личности ученых. «Идеальный учитель и
руководитель»: испытывает воодушевление от возможностей исC
следования; способен к выделению наиболее значимых фактов;
отсутствие ослепляющего предубеждения к людям и научным
данным; оригинальное мышление, богатое воображение, железC
ная самодисциплина; логическое осмысление результатов исслеC
дования; его не ломает неудача и не развращает успех. «ИдеальC
ный ученик и сотрудник»: трудолюбие и упорство в работе; незаC
висимость, смелость суждений; душевное спокойствие от осознаC
ния того что у молодого ученого впереди ещё много времени.
Отсутствие прототипов ученых в чистом виде. Каждый индиC
вид может обладать дополнительными характеристиками, котоC
рые порой перекрывают друг друга.
Контрольные вопросы
1. В чем Вы видите значение личности в науке?
2. Факторы, мотивирующие деятельность ученого.
3. Качества, необходимые ученому.
4. Психологические типы личности ученых.
5. «Идеальные» типы личности ученых.
6. Какие типы личности ученых импонируют Вам?
23
Вопросы для подготовки
к кандидатскому экзамену
– Познавательной процесс, его сущность и структура.
– Научное и вненаучное знание.
– Чувственное и рациональное познание: сущность, формы,
особенности.
– Сущность и особенности эмпирического и теоретического,
исторического и логического познания.
– Наука как социокультурный феномен.
– Предмет философии науки.
– История возникновения и развития науки.
– Периодизация и классификация наук.
– Основные тенденции в развитии современного научного
знания.
– Взаимосвязь философского и научного познания.
– Статус научности и его критерии.
– Соотношение философии и специальных наук.
– Философские категории как мировоззренческая и методоC
логическая основа познания.
– Категории единичного, общего и особенного, их методолоC
гическая роль в познании.
– Методологическое значение категорий причины, следC
ствия, повода, предлога в познавательной и практической деяC
тельности.
– Философские категории содержания и формы в научном
исследовании.
– Сущность, явление, видимость как философскоCметодолоC
гическая основа познавательного процесса.
– Значение категорий необходимости и случайности для
познавательной и практической деятельности.
– Методологическая роль категорий возможности, действиC
тельности, вероятности в научноCисследовательской работе.
24
– Основные формы существования и развития научного
знания.
– Роль методологии в научном познании.
– Эмпирические методы научных исследований.
– Теоретические методы научных исследований.
– Методы активизации познавательного процесса.
– Роль доказательства в научной работе.
– Сущность, структура и способы опровержения.
– Правила аргументации.
– Ошибки в процессе аргументации.
– Парадоксы и их роль в развитии науки.
– Сущность и этапы творческого процесса.
– Интуиция как специфическая форма познания.
– Логика и интуиция в творческом поиске нового.
– Наука и этика.
– Этические нормы научной деятельности.
– Мотивация деятельности ученого
– Психологические типы личности ученых.
25
Примерная тематика рефератов
для аспирантов по курсу
«История и философия науки»
1. Наука как социокультурный феномен.
2. История возникновения и развития науки.
3. Философия науки.
4. Научное познание, его сущность, структура и особенности.
5. Закономерности развития науки.
6. Наука и экономика.
7. Наука и политика.
8. Наука и право.
9. Наука и идеология.
10. Наука и эстетика.
11. Наука и религия.
12. Методология научного исследования.
13. Научное и вненаучное знание.
14. Природа фундаментальных научных открытий.
15. Научная картина мира и ее эволюция.
16. Соотношение философии и науки.
17. Интуиция и творчество.
18. Теория как высшая форма познавательного процесса.
19. Актуальные проблемы науки XXI века.
20. Наука и техника в современном мире.
21. Личность и этика ученого.
22. Этика науки и ответственность ученого.
23. Инновационное мышление.
24. Научные революции.
25. Роль естественноCнаучного и гуманитарного знания в раC
звитии общества.
26. Философия и специальные науки.
27. Логика и эпистемология научного познания.
28. Общество и научноCтехнический прогресс.
29. Традиции и новации в развитии науки.
30. Междисциплинарный подход в научном исследовании.
26
Рекомендуемая литература
для аспирантов по курсу
«История и философия науки»
1. Батурин В.К. Философия науки. – М., ЮНИТИCДАНА,
2012.
2. Бернал Дж. Наука в истории общества. – М.,ИЛ, 1956.
3. История и философия науки / под ред. А.С. Мамзина. –
СПБ., Питер, 2008.
4. Лешкевич Т.Г. Философия науки. – М.,ИнфраCМ, 2008.
5. Микешина Л.А. Философия познания: Проблемы эпистеC
мологии гуманитарного знания. – М., Канон+, 2009.
6. Никитич Л.А. История и философия науки. – М., ЮНИC
ТИCДАНА, 2008.
7. Никифоров А.Л. Философия и история науки. – М., ИдеяC
Пр, 2008.
8. Рузавин Г.И. Философия науки. – М.,ЮНИТИCДАНА,
2008.
9. Селье Г. От мечты к открытию. Как стать ученым. – М.,
Прогресс, 1987.
10. Философия науки. 5Cе изд. / под ред. С.А. Лебедева. – М.,
Акад. Проект, 2007.
27
План издания Российской Академии
адвокатуры и нотариата 2012
Учебное издание
САРЫЧЕВ Евгений Васильевич
Программа курса
«ИСТОРИЯ
И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»
(для магистров, аспирантов и соискателей)
Корректура – И.В. Василькова
Верстка –Г.З. Сафина
Подписано в печать 28. 06. 2012.
Формат 60×90/16. Бумага офсетная.
Усл. печ. л. 2. Тираж 100 экз. Заказ № 103
Негосударственное образовательное учреждение
«Российская Академия адвокатуры и нотариата».
105120, г. Москва, Малый Полуярославский пер., д.3/5.
Отпечатано в типографии «Граница»
123007. г. Москва, Хорошевское шоссе, 38.
Т.: 941C26C66

Авторизация

Регистрация

*

Generation password

WordPress Lessons