7 ноября 2018 года в Центральном Доме адвокатасостоялся круглый стол на тему «Адвокаты против насилия в школах», организованный Коллегией адвокатов «Московский юридический центр»,Гильдией российских адвокатов, Российской академией адвокатуры и нотариата. В работе круглого стола приняли участие и выступили Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Е.А. Бунимович, начальник отдела защиты прав женщин, семьи и ребенка Управления защиты социальных прав Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ Н.А. Матвеева,авторы проекта «Вместе против травли», общественные деятели, известные политологи, психологи, представители СМИ. Модератором выступил главный редактор журнала «Российский адвокат» А.В. Крохмалюк.
Открыл круглый стол Президент гильдии российских адвокатов, Заслуженный юрист РФ, профессор Г.Б. Мирзоев. В своем выступлении он подчеркнул, что «проблема насилия в школах приобретает особую актуальность в связи с трагедией, произошедшей в Политехническом колледже города Керчи. Одним из аспектов проблемы насилия в школе является жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами, и как следствие, жестокость в отношениях между детьми.Необходимо приложить максимум усилий, чтобы учёба и жизнь детей были спокойными, свести к минимуму возможные правонарушения».
На круглом столе обсуждались следующие темы:
– Что такое буллинг? (Адвокат, член Коллегии адвокатов «Московский юридический центр» М.О. Матвеев),
– Защита маленьких агрессоров. (Адвокат, член Коллегии адвокатов «Московский юридический центр» С.А. Смищенко),
– Роль семьи в формировании личности (ПсихологИ. Даурова)
– Кибербуллинг (Адвокат, член Коллегии адвокатов «Московский юридический центр» Л.О. Матвиенко),
– Информационные технологии для противодействия буллингу (Эксперт в области интернет-маркетинга, управлении репутацией персон и брендов в сети А.Ю. Перепелкин),
– Особенности насилия в детских коллективах. (Кризисный психолог Т.И. Орлова),
– Архаичные формы поведения подростков. (Политолог, старший научный сотрудник Центра глобальных и стратегических исследований РАН И.Л. Лилеев),
– Гражданско-правовая ответственность за травлю. (Адвокат Д.И. Филатов),
– другие вопросы.
По словам Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве Е.А. Бунимовича, «важно понять, насколько у нас распространены разные типы буллинга, от каких факторов это зависит, кем оказывается ребенок внутри ситуации буллинга – жертвой, агрессором или просто наблюдателем, в каких школах этого больше, в каких – меньше. Какую роль в распространении травли играет школьный климат, каково влияние родителей или учителей. К сожалению, ни у одной страны пока нет готового рецепта, как работать с соцсетями в подростковой среде. Насилие часто фиксируется на видео, выкладывается в интернет, этим бахвалятся и так далее. И если у ребенка нет внутренней позиции, то он теряется и в критической ситуации может стать мишенью для технологий, работающих в сети. Но какой бы сложной ни была ситуация, всегда нужно в нее включаться и стараться помочь ребенку выйти из состояния жертвы или даже агрессора. В первую очередь это должны делать самые близкие люди».
В своем выступлении начальник отдела защиты прав женщин, семьи и ребенка Управления защиты социальных прав Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ Н.А. Матвееваотметила, что «внастоящее время образовательный процесс в России включены около 34 млн детей и молодежи, из них школьников – 15,6 млн, и наша основная задача – сделать все, для того чтобы дети были живы и здоровы. В последнее время всё чаще причинами чрезвычайных происшествий называют «человеческий фактор». С целью решения вопросов обеспечения безопасности школьников во время образовательного процесса Уполномоченный полагает возможным внести изменения и дополнения в действующее законодательство РФ:
– предусмотреть замещение должности заместителя руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, по безопасности образовательного процесса в строгом соответствии с требованиями Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
– установить право на приобретение огнестрельного оружия с 25 лет;
– ужесточить процедуру получения разрешительных документов на приобретение огнестрельного оружия, согласовывая вопрос с руководством образовательных организаций либо с работодателем;
– установить единые требования штатной численности практических психологов в образовательных организациях (до 200 учащихся – 1 штатная единица, более 200 – 2 и более 500 – 3);
– предусмотреть осуществление медицинскогоосвидетельствованияс выдачейсправкидляполучениялицензиинаприобретениеоружиятолько государственными организациями».
Адвокат, член Коллегии адвокатов «Московский юридический центр» Л.О. Матвиенко назвала основную проблему детского и подросткового кибербуллинга, когда «незрелые в правовом сознании подростки не до конца осознают, что социальные сети, которые ими активно используются, являются в первую очередь, средствами массовой информации, а не только средством общения. Зачастую, не зная правил использования социальных сетей, подросток узнает в кабинете следователя то, что должен был прочитать в пользовательском соглашении. Выход из этого положения видится в профилактике подобного рода действий и просветительской работе, которую должны вести взрослые – родители, СМИ, педагоги, органы власти и общественные деятели».
По завершению круглого стола участникам было предложено направлять в Гильдию российских адвокатов свои предложения по обсужденным вопросам для выработки консолидированной позиции и подготовки соответствующего документа (Резолюции).