Негосударственное образовательное
учреждение высшего профессионального образования «Российский университет адвокатуры и нотариата имени Г. Б. Мирзоева» ПОЛОЖЕНИЕ
23 марта 2015 г. № 7 |
УТВЕРЖДАЮ Первый проректор Российского университета адвокатуры и нотариата имении Г. Б. Мирзоева _____________ Шагиева Р.В. 23 марта 2015 г. № 7 |
Об отделе аспирантуры и докторантуры
I.Общие положения
1.1. В своей деятельности отдел аспирантуры и докторантуры (далее – отдел) руководствуется Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 ноября 2013 года № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 марта 2014 года № 233 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре», Положением о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. № 842 (ред. от 30 июля 2014 г.),другими приказами, распоряжениями, указаниями, решениями и рекомендациями Министерства образования и науки РФ, Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ относительно организации работы докторантуры и аспирантуры в высших учебных заведениях, распоряжениями ректора Академии, настоящим Положением,а так же уставом Российской академии адвокатуры и нотариата и иными локальными нормативными актами Академии.
1.2. Аспирантура и докторантура Российского университета адвокатуры и нотариата имени Г. Б. Мирзоева (далее – Академия) является самостоятельным подразделением Академии.
Деятельность аспирантуры и докторантуры курирует проректор по научной работе.
Заведующая аспирантурой и докторантурой назначается на должность из числа лиц с высшим профессиональным образованием, со стажем работы в сфере подготовки научных и научно-педагогических кадров не менее трёх лет и освобождается от должности ректором Российского университета адвокатуры и нотариата имени Г. Б. Мирзоева .
II. Основные задачи
2.1. Реализация возможности повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации профессорско-преподавательским составом Академии, научными и практическими работниками и другими лицами по номенклатуре специальностей научных работников в отраслиюридических наук.
2.2. Создание условий для зачисления в аспирантуру наиболее подготовленных к научной работе, научно-исследовательской и педагогической деятельности претендентов, успешной сдачи ими кандидатских экзаменов, своевременной подготовки и проведения предварительной экспертизы диссертации за установленный срок обучения в аспирантуре; зачисления в докторантуру лиц, способных своевременно выполнить план подготовки докторской диссертации и ее защиты.
2.3. Организация и координация деятельности кафедр, научных руководителей и научных консультантов Университета по подготовке докторантов, аспирантов и лиц, работающих над кандидатскими и докторскими диссертациями в форме соискательства.
III. Функции
В соответствии со своими основными задачами аспирантура и докторантура осуществляет следующие функции:
3.1. Прогнозирование и участие в определении потребностей Университета в увеличении научного потенциала профессорско-преподавательского состава и практических работников.
Оценка научного потенциала и возможностей Университета по обеспечению качественной подготовки аспирантов и докторантов.
3.2. Организация:
– формирования и обеспечения работы комиссий по приему вступительных экзаменов в аспирантуру, комиссий по приему кандидатских экзаменов;
– рецензирования профессорско-преподавательским составом кафедр, научными сотрудниками отделов рефератов поступающих в аспирантуру и представления итогов рецензирования в приемную комиссию;
– представления рассмотренных и утвержденных на заседаниях кафедр тем диссертационных исследований аспирантов для утверждения Ученым советом Университета;
– ежегодной аттестации кафедрами и отделами научно-исследовательской работы прикрепленных к ним аспирантов, докторантов и соискателей, проведения предварительной экспертизы завершенных диссертаций для выдачи соискателю ученой степени соответствующего заключения;
– приема и зачисления в аспирантуру, и докторантуру по направлениям в соответствии с договорами и оплатой стоимости обучения.
– прикрепления к Академии соискателей по направлениям в соответствии с договорами и оплатой стоимости обучения.
– представления диссертаций докторантов и аспирантов в соответствующие диссертационные советы.
3.3. Контроль:
– соответствия представляемых поступающими в аспирантуру и докторантуру, прикрепляющимися в качестве соискателей документов нормативным требованиям, установленным Министерством образования и науки РФ, Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ в сфере подготовки научных и научно-педагогических кадров;
– выполнения индивидуальных планов подготовки аспирантов и лиц, прикрепленных для подготовки диссертации в форме соискательства;
– выполнения планов подготовки докторских диссертаций докторантами;
– своевременности утверждения по представлению кафедр (отделов) индивидуальных планов аспирантов и тем диссертаций, проведения предварительной экспертизы завершенных диссертаций;
– посещаемости аспирантами и соискателями заседаний Ученого совета, диссертационных советов, научных конференций и семинаров;
– готовности документов для представления диссертации в диссертационный совет к предварительному рассмотрению и последующей защите;
– качества и соответствия установленным требованиям документов аттестационных дел;
своевременности подачи кафедрами (отделами) сведений о защитившихся в диссертационных советах других вузов докторантов, аспирантов, соискателей Университета.
3.4. Регулирование:
– организации освоения аспирантами, обучающимися по очной форме, основной образовательной программы подготовки аспиранта;
– сроков утверждения индивидуальных планов и тем диссертаций аспирантов;
– вопросов реализации права на оплачиваемую работу докторантами, выполняющими план работы над диссертацией, и права аспирантов очной аспирантуры быть зачисленными на штатную должность, либо выполнять работу на иных условиях оплаты, а также других прав докторантов и аспирантов, предусмотренных Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации.
3.5. Ходатайство:
– о выдвижении аспирантов на назначение стипендий Президента Российской Федерации, специальных государственных стипендий Правительства Российской Федерации, именных стипендий, повышенных государственных стипендий;
– о продлении срока обучения в очной аспирантуре на период болезни продолжительностью свыше месяца и на время отпуска по беременности и родам, срока обучения в заочной аспирантуре и по другим уважительным причинам;
– о командировании докторантов и аспирантов в высшие учебные заведения и научные организации, в том числе в вузы и научные центры иностранных государств, при необходимости проведения специальных научных исследований по теме диссертации;
– о переводе аспиранта в другое высшее учебное заведение, научную организацию или переводе с очной формы обучения на заочную и наоборот;
– об отчислении докторантов, не выполняющих планы работы над диссертацией, и аспирантов, соискателей не выполняющих в установленный срок индивидуальный план аспиранта (соискателя);
– об отчислении докторантов, аспирантов, соискателей не выполняющих обязательств по договорам;
– о восстановлении отчисленных докторантов на оставшийся срок при наличии в докторантуре вакантных мест и восстановлении отчисленного до окончания срока обучения аспиранта.
3.6. Консультирование:
– аспирантов, докторантов и лиц, осуществляющих подготовку диссертации в форме соискательства, по вопросам общей методологии научных исследований и методологии разработки диссертаций, по требованиям к содержанию и оформлению докторских и кандидатских диссертаций, по вопросам предварительной экспертизы диссертаций на кафедрах, порядка их представления в соответствующий диссертационный совет и защиты;
– научных руководителей и научных консультантов по всем вопросам научного руководства подготовкой аспирантов, оказания помощи докторантам в проведении диссертационных исследований, подготовки диссертаций в форме соискательства.
3.7. Документирование (ведение учета):
– личных дел аспирантов и докторантов;
– договоров об оплате стоимости подготовки докторантов и аспирантов, принятых в аспирантуру, докторантуру сверх контрольных цифр приема и соискателей, прикрепленных к Университету для сдачи кандидатских экзаменов и подготовки диссертации в форме соискательства;
– приказов о зачислении в аспирантуру и докторантуру, отчислении, и других приказов, относящиеся к подготовке аспирантов и докторантов, а также о подготовке диссертаций в форме соискательства;
– приказов, распоряжений, рекомендаций и других документов Министерства образования Российской Федерации и Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации по общим и научно-методическим вопросам работы докторантуры, аспирантуры в высших учебных заведениях и научных организациях;
– протоколов приема вступительных и кандидатских экзаменов, решений ученого совета об утверждении тем диссертаций, результатов рассмотрения отчетов аспирантов и научных руководителей, аттестаций докторантов и результатов обсуждения других вопросов, относящихся к деятельности аспирантуры и докторантуры;
– учёт других документов по установленной в Университете номенклатуре ведения дел в структурных подразделениях.
IV. Права и обязанности
4.1. Аспирантура и докторантура во исполнение своих функций имеет право:
– запрашивать и получать необходимые сведения о состоянии подготовки прикрепленных аспирантов, докторантов от заведующих кафедрами, руководителей отделов, научных руководителей аспирантов и научных консультантов докторантов;
– направлять по согласованию с руководством Университета работников отдела в другие высшие учебные заведения и научные организации, имеющие аспирантуру и докторантуру, для обмена опытом подготовки научно-педагогических и научных кадров;
– взаимодействовать с ответственными за организацию подготовки научно-педагогических и научных кадров структурными подразделениями или должностными лицами.
– выносить на рассмотрение ученого совета вопросы повышения качества подготовки аспирантов и докторантов, материально-технического, информационного обеспечения подготовки аспирантов, докторантов и их социально-бытового обслуживания;
– направлять ходатайство организации – работодателю аспиранта о предоставлении обучающемуся в аспирантуре по заочной форме обучения одного свободного от работы дня в неделю с оплатой его в размере не менее пятидесяти процентов получаемой заработной платы и реализации других прав аспиранта-заочника, предусмотренных Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации;
– участвовать в заседаниях Ученого совета, научных, научно-практических конференциях, семинарах и симпозиумах, проводимых как в Академии, так и в других вузах и научных организациях России и других государств.
4.2. Обязанности:
– своевременно и творчески решать и выполнять свои задачи и функции;
– обеспечивать неукоснительное выполнение требований к подготовке научно- педагогических и научных кадров, изложенных в документах, перечисленных в разделе 1 настоящего Положения;
– предпринимать меры по повышению качества аспирантской подготовки;
– взаимодействовать с кафедрами, научными отделами и другими структурными подразделениями Академии по вопросам аспирантской подготовки;
– не допускать нарушений трудовой дисциплины.
4.3. Иные права и обязанности в соответствии с международным и российским правом.
V. Ответственность
Заведующий аспирантурой и докторантурой несёт персональную ответственность за несвоевременное и некачественное решение и выполнение предусмотренных данным Положением задач и соответствующих функций, а также иных функций, предусмотренных локальными нормативными актами Академии, регулирующими организацию работы отдела в порядке, установленном федеральными законами о труде.
VI. Взаимоотношения с другими структурными подразделениями
6.1. Взаимоотношения с кафедрами, научными отделами и другими подразделениями отдел строит в форме взаимодействия по выполнению мероприятий, связанных с подготовкой научных и научно-педагогических кадров, а также в форме согласования разрабатываемых отделом документов:
– взаимодействует с кафедрами, научными отделами Университета по всем вопросам, относящимся к организации приёма в аспирантуру и докторантуру, аспирантской подготовки и подготовки докторантов, а также прикрепления к Университету соискателей для сдачи кандидатских экзаменов и подготовки диссертаций в форме соискательства;
– взаимодействует с кафедрами по вопросам послевузовской подготовки наиболее успешных выпускников факультетов Университета;
– оказывает при необходимости методическую помощь кафедрам и научным отделам в проведении предварительной экспертизы завершенных диссертаций, документировании результатов экспертизы;
– согласовывает проекты приказов и распоряжений по вопросам аспирантской подготовки, соискательства и другим вопросам, относящимся к сфере подготовки научных и научные с оплатой труда и другими выплатами, соответственно с отделом кадров и бухгалтерией.
VII. Контроль и проверка деятельности
– текущий контроль осуществляет проректор по научной работе в форме проверки своевременности подготовки проектов приказов и распоряжений ректора, других документов по организации аспирантской подготовки и подготовки соискателей, согласования их содержания; ответственные за контроль выполнения этих приказов и распоряжений проверяют выполнение возложенных в них на отдел задач в установленные сроки;
– контроль осуществляется на основании отчетов об итогах вступительных и кандидатских экзаменов, докладов о состоянии выполнения аспирантами и соискателями индивидуальных планов, годового отчета о работе аспирантуры.