Об организации педагогической практики аспирантов
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27 марта 1998 г. № 814, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 марта 2011 г. № 1365 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре)», Инструктивным письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 июня 2011 г. № ИБ-733/12 «О формировании основных образовательных программ послевузовского профессионального образования», Положением об отделе аспирантуры и докторантуры Российской академии адвокатуры и нотариата (далее – Академия), иными локальными нормативными актами Академии.
1.2. Педагогическая практика аспирантов является составной частью (разделом) реализуемых в Академии основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре по специальностям научных работников отрасли 12.00.00 Юридические науки.
1.3. Педагогическая практика аспирантов представляет собой вид практической деятельности аспирантов по осуществлению учебно-воспитательного процесса в высшей школе, включающий в себя преподавание специальных дисциплин, организацию учебной деятельности студентов, научно-методическую работу и направленный на овладение ими системой знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной преподавательской работы.
1.4. Организация педагогической практики направлена на выполнение государственных требований к уровню подготовки аспирантов и обеспечение непрерывности и последовательности овладения аспирантами навыками педагогической деятельности.
1.5. Положение определяет цель, задачи, порядок проведения педагогической практики аспирантов, обязанности руководителей практики, права и обязанности аспиранта во время прохождения практики.
1.6. Содержание и форма прохождения педагогической практики определяются разработанной на основании федеральных государственных требований и с учетом настоящего Положения программой практики для аспирантов, обучающихся по образовательной программе послевузовского профессионального образования по соответствующей специальности научных работников.
2. Цель и задачи педагогической практики
2.1. Целью педагогической практики является формирование у аспирантов профессиональной компетентности будущего преподавателя высшей школы.
2.2. Основными задачами педагогической практики являются:
– формирование у аспирантов целостного представления о педагогической деятельности в высшем учебном заведении, в частности, содержании учебной, учебно-методической и научно-методической работы, формах организации учебного процесса и методиках преподавания юриспруденции, применения прогрессивных образовательных технологий в процессе обучения студентов;
– овладение методами преподавания юридических дисциплин в высшем учебном заведении, а также практическими умениями и навыками структурирования и психологически грамотного преобразования научного знания в учебный материал, постановки и систематизации учебных и воспитательных целей и задач, устного и письменного изложения предметного материала, проведения отдельных видов учебных занятий, осуществления контроля знаний студентов, подготовки учебно-методических материалов по дисциплинам учебного плана;
– профессионально-педагогическая ориентация аспирантов и развитие у них индивидуально-личностных и профессиональных качеств преподавателя высшей школы, навыков профессиональной риторики;
– приобретение навыков построения эффективных форм общения со студентами в системе «студент-преподаватель» и профессорско-преподавательским коллективом;
– приобретение практического опыта педагогической работы в высшем учебном заведении;
– приобщение аспирантов к образовательным задачам, решаемым в Академии, вовлечение аспирантов в научно-педагогическую деятельность профильной кафедры;
– укрепление у аспирантов мотивации к педагогической работе в высших учебных заведениях;
– реализация возможности сочетания педагогической деятельности с научно-исследовательской работой, способствующего углубленному пониманию аспирантами проблематики и содержания изучаемой специальности юридической науки;
– комплексная оценка результатов психолого-педагогической, социальной, информационно-технологической подготовки аспиранта к самостоятельной и эффективной научно-педагогической деятельности.
3. Порядок и сроки проведения педагогической практики
3.1. Педагогическая практика проводится в ходе аспирантской подготовки в рамках освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования по соответствующей специальности научных работников.
3.2. Продолжительность прохождения педагогической практики устанавливается в соответствии с учебными планами подготовки аспирантов.
3.3. Сроки прохождения педагогической практики устанавливаются в соответствии с учебными планами подготовки аспирантов, вносятся в индивидуальные планы аспирантов и утверждаются приказом ректора Академии.
3.4. Общий объем (трудоемкость) педагогической практики составляет 3 зачетные единицы (108 академических часов).
3.5. Продолжительность рабочей недели и рабочего дня аспиранта при прохождении практики определяются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и с учетом допустимого максимального объема учебной нагрузки аспиранта 54 академических часов в неделю, включающих все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
3.6. Допуск к прохождению педагогической практики осуществляется приказом ректора Академии на основании представленных аспирантом в отдел аспирантуры и докторантуры следующих документов:
– заявления аспиранта о допуске к прохождению практики на имя ректора Академии;
– индивидуального календарно-тематического плана работы.
3.7. Индивидуальный календарно-тематический план работы составляется аспирантом совместно с научным руководителем и утверждается на заседании профильной кафедры.
3.8. Аспирант допускается к прохождению педагогической практики только при наличии приказа ректора Академии и индивидуального календарно-тематического плана.
3.9. Аспирантам, осуществляющим в Академии или иных высших учебных заведениях преподавательскую деятельность по трудовым договорам или договорам возмездного оказания услуг, а также имеющим стаж педагогической работы в высших учебных заведениях, педагогическая практика может быть зачтена приказом ректора Академии по итогам представления соответствующих подтверждающих документов и необходимой отчетной документации.
3.10. Приказ ректора Академии о зачете практики готовится отделом аспирантуры и докторантуры на основании следующих представленных аспирантом документов:
– заявления аспиранта о зачете практики на имя ректора Академии;
– копии трудовой книжки или справки из отдела кадров высшего учебного заведения с указанием должности, структурного подразделения (кафедры), ставки, периода работы;
– письменного отчета о педагогической деятельности с указанием видов и объема учебной работы;
– справки-характеристики учебной деятельности за подписью заведующего (заместителя заведующего) кафедрой соответствующего ВУЗа;
– выписки из протокола заседания профильной кафедры Академии о возможности зачета педагогической практики.
3.11. Педагогическая практика проводится на факультетах подготовки специалистов для судебной системы Академии по дисциплинам профильных кафедр Академии, реализующих программу послевузовского профессионального образования по соответствующей научной специальности.
3.12. Аспиранты заочной формы обучения имеют право проходить педагогическую практику по месту работы в высших учебных заведениях с последующим предоставлением необходимой отчетной документации.
3.13. Руководство педагогической практикой аспиранта возлагается на его научного руководителя.
3.14. Педагогическая практика предусматривает следующие обязательные виды деятельности:
– учебная аудиторная работа (проведение лекций, семинарских и практических занятий со студентами по дисциплинам профильной кафедры, предусмотренными программами высшего и среднего профессионального образования);
– учебная внеаудиторная работа (проведение индивидуальных консультаций по учебным дисциплинам, проверка домашних заданий, рефератов, контрольных заданий студентов очной формы обучения, проверка и рецензирование контрольных работ студентов заочной формы обучения);
– посещение лекционных, семинарских и практических занятий, проводимых преподавателями профильной кафедры;
– теоретическая работа (ознакомление с федеральными государственными образовательными стандартами, учебными и рабочими учебными планами, учебно-методическими комплексами по дисциплинам соответствующей кафедры, изучение методических материалов по осуществлению контроля качества знаний студентов (положений, инструкций и т.д.);
– самостоятельная учебно-методическая работа под контролем научного руководителя (подготовка к лекционным, семинарским и практическим занятиям, включающая составление письменных планов-конспектов; при возможности предоставления аспиранту такой формы практики – составление тестовых заданий для контроля знаний студентов, контрольных заданий, заданий для самостоятельной работы студентов, подготовка презентаций и т.д.).
3.15. Объем учебной аудиторной работы определяется программой педагогической практики для аспирантов, обучающихся по программе послевузовского профессионального образования по соответствующей специальности научных работников.
3.16. Доля лекционных занятий в объеме учебной аудиторной работы определяется для каждого аспиранта индивидуально.
3.17. Конкретное содержание педагогической практики аспиранта определяется заведующим (заместителем заведующего) кафедрой и научным руководителем в зависимости от индивидуального уровня педагогической и научной подготовки, плана работы над диссертационным исследованием.
3.18. Для всех видов деятельности при прохождении педагогической практики устанавливается академический час продолжительностью 45 минут.
3.19. При планировании педагогической практики аспиранта и учете выполненной работы следует руководствоваться утвержденными приказом ректора Нормами времени для расчета объема учебной работы, выполняемой профессорско-преподавательским составом Академии и Нормами времени для расчета объема учебно-методической и научно-исследовательской работы, выполняемой профессорско-преподавательским составом Академии.
3.20. При прохождении педагогической практики аспирант осуществляет педагогическую деятельность под руководством научного руководителя и получает от него консультации.
3.21. Присутствие научного руководителя на учебных занятиях, проводимых аспирантом, является обязательным.
3.22. В период прохождения педагогической практики аспиранты подчиняются правилам внутреннего распорядка Академии.
3.23. Перенос сроков прохождения педагогической практики по состоянию здоровья осуществляется приказом ректора Академии на основании личного заявления аспиранта на имя ректора, согласованного с заведующим (заместителем заведующего) кафедрой и научным руководителем, и соответствующего медицинского заключения.
4. Форма контроля и отчетности по педагогической практике
4.1. Формой отчетности по итогам прохождения педагогической практики является представленная аспирантом не позднее 10 дней после окончания практики следующая документация:
– индивидуальный календарно-тематический план работы;
– письменный отчет о прохождении практики, включающий сведения о выполненной аспирантом работе, приобретенных умениях и навыках, перечень проведенных учебных занятий с указанием даты и времени их проведения, курса и номера группы, тем занятий;
– план-конспект одного из проведенных аспирантом учебных занятий и его самоанализ, включающий анализ цели, структуры, организации и содержания занятия, методики его проведения, анализ работы студентов на занятии, анализ способов контроля и оценки знаний студентов;
– копии подготовленных аспирантом учебно-методических материалов или их фрагментов;
– отзыв научного руководителя, содержащий оценку выполненной аспирантом работы.
4.2. По итогам прохождения педагогической практики аспирант отчитывается на заседании профильной кафедры, дату и время проведения которого устанавливает заведующий (заместитель заведующего) кафедрой.
4.3. Процедура отчета состоит из доклада аспиранта о проделанной работе в период практики (не более 5 минут), ответов на вопросы по существу доклада, анализа отчетной документации и отзыва научного руководителя.
4.4. Критериями оценки результатов практики являются:
– мнение научного руководителя об уровне подготовленности аспиранта;
– степень выполнения программы практики;
– содержание и качество представленной аспирантом отчетной документации;
– уровень знаний, показанный при защите практики на заседании кафедры.
4.5. Формой контроля по педагогической практике является зачет. Решением кафедры прохождение практики оценивается как «зачет» или «незачет». Оценка «зачет» вносится в индивидуальный план аспиранта, оценка «незачет» в индивидуальный план не вносится.
4.6. Зачет по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при ежегодной аттестации аспиранта.
4.7. Выписка из протокола заседания кафедры с указанием оценки «зачет» или «незачет» представляется в отдел аспирантуры и докторантуры на каждого аспиранта отдельно не позднее 10 дней после проведения заседания и подшивается в личное дело аспиранта вместе с письменным отчетом аспиранта о прохождении практики.
5. Обязанности научного руководителя, заведующего (заместителя заведующего) кафедрой, заведующего аспирантурой и докторантурой
5.1. Научный руководитель:
– осуществляет непосредственное руководство педагогической практикой аспирантов на соответствующей кафедре;
– подбирает дисциплину, учебную группу в качестве базы для проведения педагогической практики, согласовывая с соответствующими факультетами подготовки специалистов для судебной системы Академии, знакомит аспиранта с планом учебной работы;
– совместно с аспирантом составляет индивидуальный календарно-тематический план работы, дает согласие на допуск аспиранта к педагогической практике;
– обеспечивает четкую организацию, планирование и учет результатов педагогической практики аспирантов;
– готовит индивидуальные задания для прохождения аспирантами педагогической практики;
– проводит консультации, оказывает методическую помощь аспирантам при выполнении ими индивидуальных заданий;
– осуществляет контроль за прохождением педагогической практики аспирантами, соблюдением ее сроков и содержания и принимает меры по устранению выявленных недостатков;
– посещает учебные занятия, проводимые аспирантами;
– проводит открытые занятия;
– участвует в анализе и оценке отчетной документации аспиранта, готовит отзыв о прохождении им педагогической практики, дает рекомендации по дальнейшему совершенствованию профессиональных педагогических умений аспиранта;
– участвует в обсуждении вопросов организации практики на заседаниях кафедры и вносит предложения по ее совершенствованию.
5.2. Заведующий (заместитель заведующего) кафедрой:
– организует совместно с отделом аспирантуры и докторантуры проведение педагогической практики аспирантов на кафедре;
– обеспечивает необходимые условия для проведения педагогической практики по дисциплинам соответствующей кафедры;
– проводит совещания с преподавателями кафедры по вопросам организации и проведения педагогической практики аспирантов;
– посещает выборочно занятия, проводимые аспирантами в рамках прохождения педагогической практики;
– организует проведение заседаний кафедры по вопросам прохождения аспирантами педагогической практики и контролирует своевременную передачу выписок из протоколов заседаний кафедры в отдел аспирантуры и докторантуры.
5.3. Заведующий аспирантурой и докторантурой:
– совместно с заведующими профильными кафедрами организует проведение педагогической практики аспирантов;
– организует подготовку работниками отдела аспирантуры и докторантуры приказов по вопросам прохождения практики (о допуске к прохождению практики, зачете практики) и осуществляет контроль их исполнения;
– знакомит аспирантов с Положением об организации педагогической практики аспирантов, программой практики по соответствующей научной специальности, формой и содержанием отчетной документации;
– консультирует преподавателей кафедр и аспирантов по вопросам педагогической практики;
– докладывает об итогах проведения педагогической практики аспирантов на заседаниях Ученого совета Академии.
6. Права и обязанности аспиранта
6.1. Аспирант вправе:
– обращаться по всем вопросам прохождения педагогической практики к заведующему профильной кафедрой, научному руководителю, начальнику отдела аспирантуры и докторантуры;
– пользоваться необходимой учебной и учебно-методической литературой, нормативной документацией, имеющимися на соответствующей кафедре;
– посещать по предварительному соглашению учебные занятия, проводимые ведущими преподавателями профильной кафедры с целью изучения методики преподавания и знакомства с передовым педагогическим опытом.
6.2. Аспирант обязан:
– составить совместно с научным руководителем индивидуальный календарно-тематический план работы;
– до начала практики представить в отдел аспирантуры и докторантуры заявление о допуске к прохождению практики на имя ректора Академии по установленной форме и рассмотренный на заседании кафедры индивидуальный календарно-тематический план для подготовки приказа ректора о допуске к прохождению практики;
– осуществлять подготовку к каждому запланированному индивидуальным календарно-тематическим планом работы учебному занятию и обеспечивать высокое качество их проведения;
– выполнить все виды работ, предусмотренные программой педагогической практики;
– выполнять правила внутреннего распорядка и техники безопасности Академии;
– представить на кафедру в течение установленного срока после завершения практики отчетную документацию.