НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ АДВОКАТУРЫ И НОТАРИАТА»

Докторантура и аспирантура

Кафедра социально-гуманитарных и общеобразовательных дисциплин

 Рабочая программа

подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по курсу

«ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Направление подготовки

40.06.01 Юриспруденция / Исследователь. Преподаватель-исследователь

Москва 2015

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ АДВОКАТУРЫ И НОТАРИАТА»

Докторантура и аспирантура

Кафедра социально-гуманитарных и общеобразовательных дисциплин

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

__________________________

«___» _______________ 20__ г.

 

 

Рабочая программа

подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по курсу

«ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Направление подготовки

40.06.01 Юриспруденция / Исследователь. Преподаватель-исследователь

Москва 2015

Составители:

Е.В. Сарычев – почетный работник высшего профессионального образования Российской федерации, член-корреспондент Международной АН педагогического образования, почетный доктор Российской академии адвокатуры и нотариата, доктор философских наук, профессор;

М.Д. Добриева – кандидат юридических наук, заведующая докторантурой и аспирантурой РААН.

Рецензенты:

А.А. Власов – проректор по научной работе, доктор юридических наук, профессор;

М.В. Крестинский – кандидат юридических наук, доцент.

Обсуждено и одобрено на заседании кафедры социально-гуманитарных и общеобразовательных дисциплин РААН 20 февраля 2015 г. Протокол № 5.

Рекомендовано к печати редакционным советом НИ и РИО РААН в качестве рабочей программы (модуля) подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по курсу «Педагогика высшего образования».

Направление подготовки 40.06.01. Юриспруденция.

Введение

На рубеже ХХ и ХХI веков западно-европейские футурологи обобщили около трехсот мировых прогностических исследований того времени и издали книгу “Мир в 2000 году. Свод международных прогнозов”. Цель проделанной работы заключалась в том, чтобы представить, с какими проблемами столкнется человечество в третьем тысячелетии. В книге выделено десять так называемых узловых проблем: мир и конфликтные ситуации, продовольствие, экология, урбанизация, семья и другие. И на первое место в этом перечне поставлена проблема образования, преподавания. Все стоящие перед человечеством проблемы задаются обучению и воспитанию как бы извне. Задача образования – обеспечить их решение.

Образование рассматривается как концентрированное выражение социально-экономических, политических, нравственно-правовых, культурных потребностей общества в обученных, развитых людях, необходимых для жизнеобеспечения общества в конкретно-исторических условиях. Оно должно помочь нам понять и ответить на жизненно важные вопросы: что, как, для чего и когда делать?

Что делать?” — извечный для человечества вопрос. Он всегда был волнующим и в истории России. Характерно, что именно с таким названием издали свои работы Н.Г.Чернышевский, В.И.Ленин.

Известный специалист в области японоведения живущий в Америке О.А.Арин написал книгу с претенциозным названием “ Россия в объятиях доллоргазма и еслибизма”. Значительная часть книги посвящена рассуждениям русских исследователей о том, какие нам нужны наука, образование и что мы должны для этого делать.

Исторический опыт из прошлого посылает нам, образно говоря, “наводящие сигналы”. Один из них заключается в том, что после свертывания НЭПа в 1929 году большевики решили пойти по курсу несырьевой экономики, а для этого понадобились и высокоразвитая наука и хорошо отлаженная система образования. На этой основе был создан такой задел, который работает по сей день. Сегодня, осмысливая прошлый опыт и его уроки, мы знаем, что нужно делать. Государство в качестве приоритета определяет курс на инновационную экономику.

Как образование двинуть вперед? Для этого нужны также интерес и воля государства, соответствующая финансовая и кадровая политика, внедрение инновационных технологий в сферу обучения и воспитания подрастающих поколений.

Современный аспирант, магистр, готовящий себя к научно-педагогической деятельности, не может возникнуть сам собой, как “природный талант” или в результате проведения какой-либо одной педагогической акции. Необходимы планомерные усилия по организации обучения будущих ученых и преподавателей в вузах с учетом требований, предъявляемых сегодня к профессиональным и личностным качествам ведущих специалистов высшей школы.

Для чего делать? Отношение к образованию и науке зависит от того, какие цели преследует власть на внутригосударственном и международном уровнях. Для того, чтобы бороться за место под солнцем, играть по своим правилам на мировой арене, нужно интеллектуальное превосходство в конкурентной борьбе. Это должны обеспечить высокоразвитая наука, совершенная система образования и педагогика, соответствующая духу времени.

Сама по себе смена поколений, простая замена пожилого или старого работника на молодого ничего необходимого в перспективе обществу не дает. Для развития общества нужно менять только слабого на сильного, глупого на умного, невежественного на знающего. Одним словом, — плохого на хорошего.

Когда мы говорим, что обществу необходимо формирование нового поколения работников, руководителей, предпринимателей, то должны понимать, что это не произойдет само собой, стихийно. Стихийно только разрушение. Любое развитие программируется, управляется знающими, высокообразованными, высоконравственными людьми. Здесь свою материально — и духовнообразующую роль должна сыграть система образования и педагогика как ее важнейшая составляющая.

Когда делать?Образование и воспитание подрастающих поколений — важнейшие потребности общества. Они удовлетворяются путем непрерывного воспроизводства будущих работников. Это длительный процесс, который дает ощутимые результаты через годы и десятилетия. Но обществу для его развития нужен постоянный, каждодневный приток разносторонне подготовленных людей. А это значит, что проблемы обучения и воспитания надо решать своевременно, без остановок, промедления и, по возможности, быстро.

Существует поучительная история о французском маршале Ляутее, который завоевал для Франции территории в Северной Африке. Взирая на голую, пустынную местность, он сказал своему адъютанту:

— Мы должны сажать деревья.

Адъютант удивился и усомнился:

— Но, месье, в таком климате потребуется сто лет для того, чтобы дерево выросло…

— В таком случае, — сказал маршал, — мы тем более не можем терять время, мы должны начать эти работы немедленно.

Применительно к образованию следует учитывать, что в историческом развитии факторы, определяющие жизнь общества и его роль в мире

(природный, демографический, экономический, социальный, духовный), постепенно меняют свое значение. Когда-то, сотни лет назад, самыми сильными и великими считались страны, империи с наибольшими территориями и населением. Несколько десятилетий назад символом прогресса стали компьютеры, информационные технологии. В сознании многих они остаются таковыми и сейчас.

Но ясно, что уже в ближайшее время перед человечеством встанет множество совершенно новых задач. И эти задачи будут решать не компьютеры сами по себе, а с их помощью образованные люди с высокоразвитым интеллектом. Именно образованию все более отводят роль определяющего фактора прогресса, преодоления кризисов, конкурентоспособности государства. Свое системообразующее, конструктивно-творческое значение в этом процессе имеет педагогика высшей школы.

1. Цели и задачи дисциплины

Получение теоретических знаний в области:

  • сущности и роли высшего образования как определяющего фактора прогресса, преодоления кризисов, обеспечение конкурентоспобности государства;
  • истории возникновения и развития педагогики;
  • значения высшего образования в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения;
  • содержания и организации вузовского учебного процесса;
  • технологии и современных дидактик высшей школы;
  • места и роли российской высшей школы в системе мирового образовательного пространства;
  • актуальных проблем развития профессионального юридического образования;
  • особенностей рынка труда и вузовского обучения в современных условиях.

Формирование практических умений и навыков путем:

  • проведения практических занятий и тренингов по вопросам содержания и методики различных видов и форм учебного процесса;
  • анализа сущности и путей реализации дидактических принципов обучения и воспитания;
  • прослушивания и обсуждения устных реферативных сообщений и фиксированных выступлений по теории и практике организации учебных занятий в вузе;
  • встреч с заслуженными и почетными работниками высшего профессионального образования, опытными преподавателями вузов;
  • изучения опыта организации учебного процесса в других вузах;
  • обмена мнениями, жизненными наблюдениями относительно имиджа и авторитета педагога;
  • разбора конкретных конфликтных ситуаций в учебном процессе, путей их разрешения и предупреждения.

2.Место дисциплины в структуре основной общеобразовательной программы

Логически и содержательно-методически курс связан с дисциплинами в объеме гуманитарного и социально-экономического цикла базовой части общеобразовательной программы вуза.

При изучении данного курса аспирант должен в разной степени усвоения знать, уметь и владеть необходимыми сведениями о входных общекультурных и профессиональных компетенциях.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по программе подготовки 40.06.01 Юриспруденция / Исследователь. Преподаватель-исследователь обучающемуся надлежит освоить также комплекс универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

В результате изучения данного курса выпускник аспирант должен получить комплекс теоретических знаний, а также практических умений и навыков о сущности и роли высшего образования в цивилизационном развитии общества; о значении обучения и воспитания подрастающего поколения как фактора формирования новой, более продвинутой смены работников, руководителей, управленцев, предпринимателей; о традициях и новациях в организации вузовского учебного процесса; об особенностях рынка труда; о месте и роли российской высшей школы в системе мирового образовательного пространства; об актуальных проблемах подготовки специалистов в области юриспруденции.

3. Требования к результатам освоения курса

В результате освоения программы курса у выпускника должны быть сформированы универсальные компетенции (УК)не зависящие от конкретного направления подготовки, и общепрофессиональные компетенции (ОПК), определяемые направлением подготовки.

3.1. Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими универсальными компетенциями:

  • способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);
  • способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);
  • готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3);
  • готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранных языках (УК-4);
  • способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности (УК-5);
  • способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6).

3.2. Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

  • владением методологией теоретических и экпериментальных исследований в области юриспруденции (ОПК-1);
  • владением культуры научного исследования в области юриспруденции, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий (ОПК-2);
  • способностью к разработке новых методов исследования и их применению в самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции с учетом правил соблюдения авторских прав (ОПК-3);
  • готовностью организовать работу исследовательского коллектива в области юриспруденции (ОПК-4);
  • готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-5).

3.3. В результате изучения курса педагогики высшего профессионального образования аспиранты и соискатели должны:

знать:

  • основы педагогики высшего профессионального образования как важнейшего фактора, выражающего коренные потребности общества в обучении людей, необходимых для жизнеобеспечения социума в конкретно-исторических условиях;
  • основные понятия, категории, принципы педагогической деятельности;
  • виды и формы учебных занятий в вузе;
  • дидактики современной высшей школы;
  • факторы утверждения и повышения авторитета педагога;
  • требования Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к овладению универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями;
  • особенности и запросы рынка труда в подготовке квалифицированных специалистов.

уметь:

  • работать с современной научной и педагогической литературой, выбирать необходимую информацию для обретения и совершенствования собственного опыта;
  • разрабатывать содержание и методику проведения занятий по различным видам и формам обучения;
  • готовить доклады, рефераты фиксированные выступления по изучаемым темам;
  • выступать на семинарах, теоретических конференциях, тематических практикумах, тренингах, участвовать в ролевых играх по изучаемой теме;
  • творчески осмысливать изучаемый материал, критически анализировать отечественный и зарубежный опыт образования, делать обобщения и выводы;
  • применять полученные знания в своей научно-педагогической деятельности.

владеть:

  • логическими, риторическими, психологическими, этическими, эстетическими, правовыми основами педагогической деятельности;
  • дидактическими приемами, повышающими эффективность восприятия учебного материала;
  • средствами придания выразительности, образности словам, выражениям, примерам с учетом социокультурных половозрастных, национально-психологических и прочих особенностей аудитории;
  • собой, своими словами, действиями, психологическими реакциями с учетом конкретной педагогической ситуации.

Курс лекций, семинаров, цикл, практических занятий и тренингов призван помочь аспирантам и соискателям получить необходимые знания, практические умения и навыки для будущей профессионально-юридической и научно-педагогической деятельности.

Программа аспирантуры предусматривает обязательное проведение стационарной и выездной педагогической практики. Практика может проводиться в структурных подразделениях организации.

В процессе прохождения курса «Педагогика высшего образования» каждый аспирант должен представить реферат по предлагаемой примерной тематике.

Защита реферата является промежуточной формой контроля знаний.

Итоговой формой контроля знаний по изучаемому курсу является зачет.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы.

Вид аттестации – зачет.

Вид учебной работы Часы
Общая трудоёмкость дисциплины 108
Аудиторные занятия 54
Лекции (Л) 16
Семинары (С) 20
Самостоятельная работа 72
В модуле

В сессию

108

5. Содержание дисциплины

Тема 1. Состояние и практические аспекты системы педагогического образования

Проблемы отечественной системы педагогического образования. Образование – концентрированное выражение социально-экономических, политических, нравственно-правовых, культурных потребностей общества в обученных, развитых людях, необходимых для жизнеобеспечения общества в конкретно-исторических условиях.

«Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века» об основных функциях высшего профессионального образования: помощь в области культурного, социально-экономического развития, направленного на понимание, интерпретацию, сохранение, расширение, распространение национальных, региональных, международных, исторических культур в условиях глобализации, плюрализма и разнообразия жизни общества.

Воспитание – объективный конкретно-исторический процесс отношений, общения, деятельности, благодаря которому осуществляется преемственность между поколениями путем трансляции культуры и воспроизводства производительных сил.

Педагогика – наука об обучении и воспитании подрастающего поколения с целью подготовки его к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственно-правовыми, эстетическими целями.

Влияние социально-политических событий в России 90-х годов XX века на состояние вузовской деятельности. Нарушение баланса в воспроизводстве и использовании педагогических кадров вследствие коммерциализации духовной жизни общества и недостаточного внимания со стороны государства к проблеме финансирования вузов. Падение престижа и продуктивности педагогического труда. Трудности в обеспечении укомплектованности квалифицированными педагогическими кадрами обширной сети негосударственных вузов. Разрушение прежней системы подготовки кадров. Проблемы в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Формирование профессионального педагогического мышления в современных условиях. Профессиональное педагогическое мышление – совокупность приемов, стратегий деятельности, которые обусловлены особенностями педагогической работы; проявляются в рамках исполнения преподавателями вуза своих профессиональных обязанностей и за их пределами.

Переход от периодического повышения квалификации преподавателей вузов к непрерывному образованию через создание единой системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации научно-педагогических кадров в соответствии с государственным стандартом «Преподаватель высшей школы».

Система учебных центров при различных вузах, получивших государственную сертификацию; внутривузовские и межвузовские научно-методические и научно-практические конференции; кафедральные и межкафедральные семинары. Разработка и внедрение концептуальных подходов в области педагогического образования в масштабе студент, аспирант, магистр, преподаватель. Изучение опыта зарубежных стран.

Важнейшие составляющие профессионального педагогического мышления. Учет особенностей той области деятельности, в которой придется или уже приходится работать обучаемым. Пробуждение у обучаемых перспективного взгляда на жизнь и необходимость обретения соответствующих личностных и профессиональных качеств. Формирование гармонического единства толерантности и критического начала в понимании многообразия культур, форм самовыражения человеческой индивидуальности. Учет влияния средств массовой культуры на процесс образования и воспитания. Взаимосвязь науки и образования с материальными факторами. Состояние образования, педагогической теории и практики – важнейший элемент общественного бытия.

Тема 2. История педагогики

Педагогические теории и практики основоположников педагогики. 

Воспитание и образование в различные исторические периоды. Воздействие на них условий материальной и духовной жизни общества. Сократические школы. Академия Платона. Лицей Аристотеля.

Светское и церковно-религиозное образование, его роль в формировании мировоззрения, идеалов, убеждений, нравственных ориентаций, жизненной позиции.

Я.А. Коменский: детальная разработка дидактических вопросов организации, содержания, методики обучения в противовес схоластике.

И.Г. Песталоцци: методика начального образования и педагогика высшей школы.

История образования, воспитания, просветительских идей в России.

К.Д. Ушинский и его идеи народности обучения и воспитания, роли родного языка как важнейшего средства одухотворения личности. Формирование убеждения в том, что ни в теории, ни в практике не существует общей системы обучения и воспитания для всех народов, у каждого народа своя особенная система обучения и воспитания. Обучение и воспитание становятся действенными, когда их вопросы являются общественно значимыми для всех и семейными вопросами для каждого.

Н.А. Корф о роли культуры и народного образования в развитии материальной жизни общества. Разработка системы дидактических правил: не заучивание, запоминание, а осмысление учебного материала; обеспечение доступности в обучении; оказание помощи при встретившихся затруднениях; наглядность; перспективность мышления.

Н.Ф. Бунаков: главная задача образования – подготовка не для экзамена, а для жизни; изучение родины, родного языка как одно из главных мест в системе обучения; роль личного примера педагога в воспитательной работе.

С.А. Рачинский и его кредо: в основе обучения должны лежать семейное воспитание, традиции русской народной жизни, православные устои; совместное обучение мальчиков и девочек; практическая направленность обучения; постановка вопроса о создании школ-интернатов для отдаленных районов.

Л.Н. Толстой о своеобразном подходе к предмету педагогики, куда должно входить только образование; воспитание не есть предмет педагогики, но одно из явлений, на которое педагогика не может не обратить внимание. Особый взгляд на содержание понятий «преподавание» и «учение», на врожденное совершенство человека. Нравственно-психологические идеалы.

С.Т. Шацкий и его педагогические взгляды на воспитание детей: учет возрастных особенностей и влияние социальной среды на формирование личности; значение трудового воспитания, приобщения к хозяйственной, чисто практической стороне жизни; девиз трудовой колонии – глубокие задачи и простота их осуществления.

А.С. Макаренко и его идеи, концепции, взгляды: роль традиций в укреплении коллектива; закон параллельного педагогического действия в коллективе; педагогически оправданный тон и стиль отношений; самодеятельные самоуправляющиеся объединения; формирование убеждений о красоте и полезности сознательной дисциплины; глубокое знание дела как стимулятор продуктивной деятельности, повышения жизненного тонуса, украшения жизни.

Вклад в теорию и практику педагогики С.Л. Рубинштейна, В.А. Сухомлинского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Н.К. Крупской.

Система образования и учебно-воспитательные заведения России. Влияние социально-политических событий XIX века (отмена крепостного права, судебная, земская, военная реформа) на либерализацию образования (просветительская реформа). Создание Министерства народного просвещения. Разработка устава университетов Российской империи и устава учебных заведений, подведомственных университетам.

Принципы народного образования: бесплатность, бессословность (кроме крепостных крестьян). Преемственность учебных заведений. Система просвещения в России. Приходские училища. Уездные училища. Гимназии классические и реальные. Университеты. Духовные академии православной церкви.

Закрытые учебные заведения: Царскосельский лицей, кадетские корпуса, военные гимназии, воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре.

Современная система образования. Высшие учебные заведения (университеты, институты, академии). Средние учебные заведения (училища, колледжи, лицеи, гимназии, кадетские корпуса общего и специального профиля).

Высшие военно-учебные заведения Министерства обороны, Генерального штаба, видов Вооруженных Сил, родов войск.

Безграничная вера российского педагога в возможности, силу, спасительную роль образования.

Тема 3. Высшее образование и его дидактики

Личностный аспект образования. Человек как единство телесного и духовного, биологического и социального. Биологическая, телесная составляющая человека: живет в природе и обществе; в своем поведении руководствуется инстинктами и разумом; имеет естественные вожделения, но ориентируется также на культурные стандарты; обладает сознанием, но подвержен влиянию бессознательного (неосознаваемых психических процессов); имеет необходимые качества, чтобы выжить в дикой природе, но для этого требуется длительное обучение и воспитание.

Духовная составляющая человека: богатство внутреннего мира; величие и несокрушимость убеждений; достоинство; восприимчивость к страданиям людей и животных; жертвенность.

Личность – человек, обладающий определенными духовными качествами, трудовыми навыками, способный оказывать влияние на развитие общества сообразно своим знаниям, убеждениям и положению обществе.

Индивид – отдельный представитель, единица человеческого рода.

Индивидуальность – отдельный человек, обладающий духовными и физическими особенностями, которые выделяют его в конкретном коллективе, социальной группе, обществе в целом.

Личность как центральная категория в гуманитарном знании, в системе образования и воспитания. Факторы формирования личности: труд, общение, речь, игра, образование, воспитание.

Отечественная система высшего профессионального образования и ее развитие. Высшее профессиональное образование как важнейший социально-государственный институт, выполняющий функции подготовки молодого поколения к решению профессиональных задач в определенной области деятельности, к непрерывному совершенствованию знаний, умений, навыков.

Федеральный Государственный образовательный стандарт о задачах формирования у выпускников вузов профессиональных и общекультурных компетенций на уровне требований знать, уметь, владеть. Формирование целостного восприятия окружающего мира, процесса и результата трудовой деятельности. Овладение технологиями рационального принятия решений, прогнозирования развития событий, предупреждения негативных последствий чрезвычайных ситуаций. Вооружение методологическими принципами системного подхода к выполнению любых задач. Воспитание качеств критического отношения к действительности, самокритики, толерантности в суждениях, поведении, деятельности.

Изменения в отечественной системе высшего профессионального образования. Усиление процесса уровневой и профильной дифференциации вузовского обучения. Переход на двухступенчатую структуру образования – бакалавриат, магистратуру.

Развитее различных форм интеграции высшего и общего среднего образования: комплексы «школа-вуз»; подготовительные курсы и отделения, колледжи и лицеи, работающие в тесном сотрудничестве с вузами; консультационные пункты для абитуриентов. Увеличение числа специальностей и профилей подготовки в вузах. Предоставление различных платных образовательных услуг.

Внедрение в учебный процесс современных информационных технологий, дистанционного обучения, создание электронных ресурсов вузов, кафедр, библиотек.

Борьба мнений по поводу отмены распределения выпускников вузов на предприятия с обязательным прикреплением к первому месту работы на три года; системы приема в вузы по результатам сдачи единого государственного экзамена; льготных условий для поступления в вуз.

Дидактики современной высшей школы. Дидактика как совокупность теорий, принципов организации учебно-воспитательного процесса, на основании которых определяются: содержание и методика проведения занятий; учебные программы, тематические и рабочие планы, разработки, учебно-методические комплексы и другие регламентирующие документы. Дидактика организует междисциплинарные связи, позволяет преодолевать произвол в преподавании, формулирует требования к учебникам, учебным пособиям, курсам лекций, методическим разработкам, учебным планам.

Дидактические принципы современного образования: воспитывающего и развивающего обучения; связи обучения с жизнью; наглядности и доступности; сознательности и творческой активности обучающихся; прочности результатов обучения и развития познавательных стремлений у студентов.

Разработка дидактических принципов образования для взрослых: содержательного и организационного разнообразия; гибкости образовательных структур; сочетания научности и практической направленности обучения; ведущей роли самообучения, конструирования собственных образовательных и профессиональных маршрутов; непрерывности и систематичности образования; сочетания личностнозначимой, общекультурной, профессиональной составляющей; спроектированность обучения на уровень развития науки и характер будущей деятельности специалистов.

Тема 4. Вузовский учебный процесс

Организация учебной работы. Кафедра – основное учебно-научное подразделение вуза, центр методической работы. Основные направления организации учебного процесса. Учебные занятия, методическая работа, организационно-методическая работа.

Учебный план как документ, определяемый Государственным образовательным стандартом. Требования к учебному плану: сбалансированность на федеральном и региональном уровнях; гармоническое сочетание различных предметов общеобразовательного, гуманитарного, естественного циклов в соответствии с требованиями жизни. Системообразующие дисциплины и их роль в обобщении, присвоении знаний смежных наук, жизненных наблюдений, знаний, приобретаемых через СМИ. Дисциплины, раскрывающие специальные области научного знания.

Учебные занятия: аудиторные, открытые, производственные практики, курсовое проектирование, конкурсы по специальности, преддипломная практика, дипломное проектирование, учебный процесс в дневном, очно-заочном, заочном отделениях и экстернате.

Контроль знаний студентов: входной, текущий, рубежный, итоговый.

Методическая работа и ее цели. Систематическое совершенствование системы обучения и воспитания студентов; повышение квалификации преподавателей; разработка и поиск новых эффективных методов ведения учебного процесса; обобщение и распространение передовых технологий обучения и воспитания студентов.

Формы методической работы: заседания кафедры, предметно-методических комиссий по учебно-методическим вопросам; создание курсов лекций, учебно-методических пособий, учебников; инструктивные методические занятия; методическое обеспечение лекций (пробных, демонстрационных, открытых); взаимное посещение занятий; участие в научно-методических конференциях, межкафедральных совещаниях, методических семинарах.

Организационно-методическая работа: расчеты учебной нагрузки и штатов; составление расписания занятий, ведомостей, журналов учёта; делопроизводство; оценка рейтинга преподавателей; составление планов и отчетов кафедры; подготовка к комплексной проверке вуза; контроль посещаемости занятий; оформление преподавателей, совместителей; гражданская оборона; организация дежурства.

Учебно-воспитательная работа со студентами. Роль воспитания в процессе обучения. Высшее образование – не просто получение некоторой совокупности специальных знаний, но формирование личности.

Воспитательное воздействие в ходе учебных занятий: формирование у студентов чувства собственной значимости; привлечение к выполнению учебно-методических и научно-исследовательских работ; убеждение студентов в практической важности и полезности их деятельности; поощрение инициативы и творчества; уважение личного достоинства обучаемых; умелое влияние на позицию студента.

Чисто воспитательные мероприятия: культурно-массовая работа; спортивные мероприятия; деятельность преподавателей-кураторов студенческих групп; работа со студентами в общежитиях; контакт с родителями обучаемых; профилактика нарушений учебной дисциплины.

Роль авторитета педагога. Высокая образованность, духовная культура, нравственность, гражданская убежденность, независимость суждений. Человеческая притягательность, харизматичность, доброжелательность, нравственно-эстетическое притяжение, требовательность и уважение.

Критерии воспитанности обучаемых: нравственной, правовой, эстетической. Патриотическое и гражданское воспитание в условиях новых возможностей и рисков.

Тема 5. Технологии вузовского образования

Формы и методы обучения. Содержание и условность понятий «технология», «виды», «формы» и «методы» обучения.

Технология – общенаучная категория, в которой отражена совокупность практических методов, процедур, способов решения каких-либо задач. Родившись в рамках технических наук и производственной практики, понятие вышло за их пределы и используется сегодня в различных областях научного знания и сфер деятельности.

Виды образовательного процесса по признаку «способа обучения»: лекции, семинары, практические занятия, теоретические конференции, студенческие конкурсы, самостоятельная работа под руководством преподавателя и другие.

Формы образовательного процесса как способы выражения его содержания: монологическая (рассказ, доклад, лекция); диалогическая (беседа, деловая игра, семинар, практическое занятие, теоретическая конференция); консультации; факультативы; индивидуальные и групповые занятия; собеседования; инструктажи; кружки; секции; слеты и другие.

Методы образовательного процесса – устойчивая совокупность приемов познавательной и практической деятельности с целью постижения истины, закономерности развития и рациональной организации труда (лекционный, семинарский, игровой, тестовый, дискуссионный, учебно-экспериментальный и другие.

Классификация форм и методов. По логике познавательного процесса (эмпирические, теоретические, практические). По специфике изучаемого материала в процессе преподавания общенаучных, естественных, -социально-гуманитарных, технических дисциплин. По целям развития духовно-творческой активности. Мышление активизируется при решении учебных, научных, жизненных задач; память – в условиях обращения к информации; воображение в творческом поиске; развитие речи – в процессе воспроизведения мысли. По соответствию возрастным особенностям обучаемых (наглядные, обобщающие, эмпирические, аналитические). По способам передачи и получения информации (слово, жест, звук, модель, схема, ЭВМ, лаборатория, мастерская, игра, исследование). По этапам обучения (первичное усвоение, усвоение-воспроизведение, учебно-творческое выражение).

Развивающее и воспитательное значение различных форм и методов обучения.

Инновационные педагогические технологии. Диалог культур (идеи М. Бахтина «о культуре как диалоге»; Л. Выготского – «о внутренней речи»; В. Библера «о философии и логике культуры»).

Модель «Русская школа» и формирование у молодежи бережного отношения к культурному наследию как фактору развития России на основе изучения приоритетных дисциплин (русского языка, русской литературы, отечественной истории, русского искусства).

Диалогическая технология на основе риторизации учебного процесса, развития критического мышления и толерантности.

Педагогика сотрудничества: решение проблемно-конфликтных вопросов и задач; проектирование способов взаимодействия в условиях дискуссии, выработки решения; импровизация – развитие умений и навыков поведения в неожиданных ситуациях.

Принцип разведения уровней путем последовательного усложнения задач, перехода от простого к сложному и все более сложному.

Дистанционное обучение и технология работы с информацией. Информационные технологии в образовании, их преимущества и недостатки: территориальная непривязанность к вузу; свобода маневра в плане работы и учебы; оперативность решения задач; экономия времени и средств; безбумажный документооборот. Но одновременно – «мертвое», холодное обучение, ограничение личностного фактора в учебно-воспитательной работе, формализация отношений «студент-вуз».

Взаимосвязь и взаимодополнение форм, методов, технологий в образовании, их развитие в живом обучающем процессе.

Тема 6. Дидактические особенности учебника для вуза

Сущность, структура, и дидактические требования к учебнику. Учебник – книга, излагающая основы научных знаний по определенному предмету в соответствии с учебной программой и предназначенная для целей обучения.

Дидактические требования к учебнику. Генерализация учебного материала. Компактное максимально полное изложение текста путем его тщательного отбора, группировки вокруг стержневых основополагающих идей. Расположение материала удобное для прочтения и усвоения. Включение новых положений, которые принципиально отличаются от морально устаревших учебников. Ориентирование на современные требования, которые предъявляются к уровню подготовки студентов, на те изменения, которые происходят в жизни, в системе образования.

Повышенные требования к использованию понятийного аппарата и терминов: четкость, ясность, краткость; соблюдение нормативных правил классификации, систематизации предметов и понятий; осторожность в применении аналогий, неявных определений – описаний, характеристик, сравнений, метафор и других.

Структура учебника. Введение или предисловие: общие сведения о том, какие задачи решает учебник, круг пользователей, как работать с книгой. Основной текст: определения, их содержание и смысловая интерпретация; описания наблюдаемых явлений, результатов экспериментов; законы и принципы практической деятельности в сфере изучаемых процессов; разнообразный иллюстративный материал; ссылки на используемые источники информации. Заключение – конечный пункт, результат, итог изложения основного текста. Список литературы. Приложения: разнообразный справочный материал, который по тем или иным причинам неудобно, нецелесообразно поместить в основном тексте и который дополняет, раскрывает основное содержание текста – словарь, алфавитный указатель, предметный указатель и другие.

Факторы, определяющие объем учебника в авторских листах: количество часов на дисциплину, предусмотренных учебным планом; доля времени на самостоятельную работу студента по данному курсу за пределами расписания; объем текста в авторских листах, который студент может прочесть и усвоить за один час.

Адекватность и удобство восприятия учебного материала. Термины, символы, формулы, схемы, рисунки, их значение и смыслы должны быть понятны студенту. Если имеет место омонимия, то необходимо указать именно то смысловое значение, в котором употребляется данный термин. Восприятию, пониманию учебного материала способствует рассмотрение предмета мысли с разных сторон.

Учебный текст должен быть рационально структурирован. Материал хорошо воспринимается, когда в начале параграфа, главы, раздела представлена краткая тезисная аннотация: план, эскиз того, что раскрывается; информация о логике изложения; иногда эпиграф, подготавливающий, ориентирующий восприятие. В конце разделов специальные обобщающие конструкты: емкое, сжатое подытоживание того, о чем шла речь; выводы, рекомендации.

Акцентирование внимания на наиболее важных фрагментах содержания (повторение, резюмирование, выделение главных утверждений, стержневых моментов) стимулирует восприятие истинных или ложных положений, побуждает к самостоятельным рассуждениям, помогает увидеть связь с информацией, полученной из других источников.

Акценты, опорные сигналы многократно фиксируют внимание на том, что и как необходимо осознать, запомнить, скрупулезно проработать, принять к руководству или быть только ознакомленным, принять к сведению.

Дидактически полезны: обращения к этимологии слов; указатели, словари с краткими определениями и толкованиями основных понятий, терминов; контрольные вопросы; комплекты заданий для самостоятельной работы в конце тем – основных структурных единиц учебника.

Удобству восприятия учебного материала способствует иллюстративное сопровождение: выделение шрифтом, цветом, схемы, таблицы, графики, символы, рисунки, расположение текстов.

Адекватность и удобство восприятия материала способствуют целостному усвоению содержания изучаемого предмета, развитию профессионально значимых и личностных качеств студентов.

Тема 7. Российская высшая школа в системе мирового образовательного пространства.

Предпосылки реформирования российской образовательной системы. Образовательный потенциал как показатель духовной зрелости общества. Обстоятельства, обусловливающие необходимость повышения качества образования. Рыночные отношения, падение престижа ряда государственных структур, сомнения в профессиональной компетентности и нравственных качествах работников, занятых в различных институтах власти.

Недостаточность инвестиций в образование, в науку, отток квалифицированных кадров ученых за рубеж.

Проблемы развития российской высшей школы в контексте Болонской декларации. Объединительные тенденции в сфере образования. Уточнение задач высшего профессионального образования на пространстве Евросоюза. Реализация принципа «образование без границ», унификация программ обучения. Кредитно-модульный подход к подготовке специалиста, ориентированный на расширение возможностей межгосударственного, межвузовского обмена студентами, а также профессорско-преподавательским составом.

Принятие более удобной в плане сравнимости системы уровней (ступеней) высшего образования: бакалавриата и магистратуры, способствующих трудоустройству граждан европейских стран, а также повышению конкурентоспособности вузов различных государств.

Противостояние попыткам коммерциализации образования, перевода его в сектор услуг на основе интересов крупных монополий и упразднения государственной монополии на образование; прагматической установки на овладение узко профессиональными знаниями предпринимательства; на личный успех любой ценой при выхолащивании воспитательной, нравственно-ориентирующей компоненты.

Проблема сохранения национальной идентификации, самосознания, культурных традиции в государственных образовательных стандартах федерального и национального уровня.

Педагогические новации и традиции в условиях новой образовательной среды. Динамика учебно-воспитательного процесса и изменение парадигм преподавания. Проблемы соотношения новаторской эйфории и приверженности к традиционным методам обучения.

Роль современных технологий в расширении возможностей доступа к информации, поиска необходимых сведений, визуализации образовательного процесса при одновременном ограничении возможностей интеллектуального развития. Порождение пассивности вследствие внешней легкости электронного поиска информации и отвращения от других путей добывания искомых сведений путем использования научной, исторической, художественной, специальной литературы.

Постановка проблемы отказа от якобы нецелесообразности студенческих и аспирантских рефератов, которые как под копирку снимаются с электронных носителей и теряют свое развивающее значение. Противоположная точка зрения о роли рефератов в развитии первичных умений и навыков самостоятельных творческих исследований как пропедевтики вхождения в науку.

Отличие качества электронной информации от информации на бумажных носителях. Учебники, учебные пособия, монографии, статьи и другие научные издания, прежде чем выйдут в свет, проходят рецензирование, редактирование, корректуру. В них вложен определенный коллективный труд, что повышает ответственность и автора, и издателя за качество выпускаемой продукции. Информация, размещенная в компьютерных сетях, этих стадий часто не проходит и является плодом размышления одного, подчас недобросовестного, автора.

Специфика воздействия компьютерных технологий, дистанционного обучения на воспитание обучаемых. Ограниченные возможности дисплейной, планшетной информации в отрыве от непосредственного общения с педагогом, от которого исходят не только биты информации, но и глубина мировоззрения, широта взглядов, этические, эстетические, психологические и иные посылы.

«Национальная доктрина образования РФ» на период до 2025 года о приоритетных целях в обеспечении исторической преемственности обучения и воспитания подрастающих поколений.

Тема 8. Некоторые вопросы развития юридического образования

Интеграция образования и науки, обучения и воспитательного процесса. Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования» об основных задачах вуза. Накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей.

Воспитание как составная часть образовательного процесса. Роль юристов в определении правового и нравственного климата в обществе. Факторы совести, чести, достоинства, ответственности, дисциплины в противоположность «вестернизации» культуры, снижению уровня доверия к официальной юстиции. Регулирующая роль права и других социальных норм в укреплении государства и становлении гражданского общества.

Роль профессионального образования, юридической науки в обобщении и распространении опыта работы адвокатов, их повседневной практики. Проблемы повышения роли адвоката в реализации и защите прав граждан и юридических лиц; совершенствование внутренней организации, корпоративного самоуправления, четкого правового определения взаимоотношений адвокатуры с органами исполнительной власти; статуса адвокатуры как института гражданского общества.

Сущность и специфика профессиональной этики адвоката. «Кодекс профессиональной этики адвоката» о нравственных требованиях к личности адвоката. Уважение к Закону. Уважение к Суду. Выбор дел и принятие поручений. Активность адвоката в отстаивании интересов доверителя (подзащитного). Средства и способы защиты интересов клиента. Независимость адвоката. Профессиональная тайна адвоката. Вопросы вознаграждения адвоката и его имущественные отношения с клиентом. Взаимоотношения с коллегами. Рекламирование работы своего кабинета (коллегии, бюро, консультации).

Инновационные модели обучения в юридическом вузе. Решающие направления в развитии современного высшего образования – переход от информативных к активным формам обучения, от школы воспроизведения к школе понимания, школе мышления.

Варианты инновационных моделей современной отечественной высшей школы, направленные на развитие практической части (контекстное обучение) или методической «инструментовки» (имитационное обучение), или характера деятельности учащегося и преподавателя (проблемное обучение), или способа организации учебного материала (модульное обучение), или достижение максимального результата (модель полного усвоения знаний), или использование специфических обучающих средств и технологий (дистанционное обучение).

Инновационное образование как принцип адекватного использования вновь открываемых потенциальных возможностей различных моделей системы учебного процесса.

Провозглашение приоритета самостоятельной работы студентов, индивидуализация обучения и развитие творческих способностей будущих специалистов.

Инновационные подходы к организации самостоятельной работы студентов. Организационная, методическая, регуляционная составляющие руководства самостоятельной работой.

Создание управляющих учебных пособий, содержащих обобщенный план построения занятий; сборников ситуационных учебных задач по практико-ориентированным дисциплинам; разработка критериев оценки знаний студентов как ориентиров для самоконтроля; составление разноплановых заданий для самостоятельной работы, для стимулирования творческой активности обучаемых.

Интерактивные формы проведения занятий. Предметно-ориентированные учебные диалоги, где преподаватель выступает не как носитель «правильного знания», а как гарант помощи в отыскании средств саморазвития, равноправия участников процесса поиска истины.

Имитационно-ролевые игры (круглые столы, семинары-исследования, пресс-конференции), способствующие формированию глубокого устойчивого интереса к предмету, самостоятельному поиску материала, созданию атмосферы сотворчества.

Оказание целенаправленной индивидуальной помощи студентам с учетом их условной дифференциации по уровням профессиональной обучаемости, выбор оптимальных форм и методов взаимодействия в ходе учебной деятельности.

Тема 9. Особенности рынка труда и вузовского обучения в современных условиях

Изменение возможностей профессиональной реализации выпускников вузов. Значимые преобразования социальных условий жизни в России, их влияние на рынок труда. Отличие возможностей профессиональной реализации выпускников вузов в советское время и современных условиях.

Отмена гарантированного государством распределения на работу после окончания среднего специального учебного заведения или вуза и как следствие снижения уровня мотивации студентов к овладению будущей специальностью из-за неуверенности, что именно по этой специальности они будут работать после окончания вуза.

Изменение условий оплаты труда и, соответственно, условий жизни людей различных профессий. Социальное расслоение общества по материальному состоянию и ограничение возможностей обучения в вузе на платной основе. Возрастающая динамика рынка труда, влияние кризисных периодов в развитии экономики и трудности предвидения востребованности специальности по профилю подготовки в будущем. Существенные различия возможностей трудоустройства в столичном регионе и провинции.

Пути решения проблемы в сфере вузовского обучения. Расширение круга предоставляемых услуг путем увеличения перечня специальностей: углубленное изучение иностранных языков; перевод технической литературы; педагогическая специальность как вариант для реализации возможностей в качестве преподавателя какой-либо дисциплины в колледже, лицее, училище; психолого-педагогическая подготовка, дающая право преподавания сестринских дисциплин в медицинских колледжах, училищах. Привлечение к процессу обучения практических работников из государственных и муниципальных органов, правоохранительных, экономических, научных и иных структур.

Создание ведущими вузами в столице и крупных городах сети филиалов, работающих на различных условиях и обеспечивающих возможности получения высшего образования по месту жительства.

Профессиональная мобильность и особенности подготовки специалистов в рыночных условиях. Пересмотр парадигмы – образца мышления советских времен: «Если ты после окончания вуза меняешь профессию, значит, ты обманул государство, и оно зря потратило деньги на твое обучение».

Необходимость учета мировой практики стран с развитой рыночной экономикой: лишь 20 % занятого населения работают по специальности, полученной в молодые годы в учебных заведениях профессионального образования. 42 % молодых людей меняют профиль своей деятельности в первые два года после окончания вуза, техникума, колледжа.

Выпускник вуза должен быть морально и психологически готов к смене профессии, сферы деятельности. Профессиональная мобильность – способность оперативно менять профиль своей деятельности, род занятий; средство самосовершенствования личности с целью овладения возможно более широким спектром видов профессиональной деятельности, познания окружающей жизни в многообразии ее проявлений.

Факторы, обусловливающие профессиональную мобильность. Ведущие тенденции мировой и российской экономики – активное развитие малого и среднего бизнеса и создание соответствующих предприятий. Отток рабочей силы из промышленности и сельского хозяйства в сферу обслуживания и в социальную сферу. Смещение акцента в области профессиональной подготовки специалистов к таким направлениям деятельности, как торговля, банковское и страховое дело, аудит, налоговая инспектура, разработка программного обеспечения, СМИ, ресторанный и гостиничный бизнес, выставочное дело, туризм, организация досуга, лизинг, реклама, право, строительство и т.д.

Возрастающая востребованность к получению таких образовательных компонентов, которые получили название «базисных квалификаций», «владения сквозными умениями»: работа на компьютерах; пользование базами (банками) данных; финансовое знание; экономика бизнеса; знание и понимание экологии, маркетинга, рекламы, права, патентно-лицензионной сферы, защиты интеллектуальной собственности, нормативных условий функционирования предприятий различных форм собственности; знание трансфера технологий; знание языков и других областей практической деятельности.

Типы профессиональной мобильности, связанные с переменой сферы деятельности в рамках полученной специальности, с карьерным ростом, кардинальной сменой рода деятельности.

Образовательное и социально-правовое обеспечение профессиональной мобильности. Создание условий для свободного доступа к изменению профессии. Формирование у будущих выпускников вузов готовности к смене профессии, переквалификации, переподготовке. Демократизация высшего профессионального образования, многообразие профессиональных образовательных систем, государственное нормативно-правовое обеспечение профессиональной мобильности.

5.1. Структура учебной дисциплины

п/п

Название темы Виды учебной работы (часы) Формы текущего контроля успеваемости
лек. сем. самост. всего
1 Состояние и практические аспекты системы педагогического образования 2 2 8 -устный опрос,

-выступления с докладами и обсуждение.

2 История педагогики 4 8 -выступления с докладами и обсуждение,

— рефераты

3 Высшее образование и его дидактики 2 2 8 -устный опрос,

-рефераты

4 Вузовский учебный процесс 2 2 8 — доклады,

— устный опрос

5 Технологии вузовского образования 2 2 8 -устный опрос,

-доклады

6 Дидактические особенности учебника для вуза 2 2 8 — устный опрос, доклады
7 Российская высшая школа в системе мирового образовательного пространства 2 2 8 -устный опрос,

-выступления с докладами и обсуждение.

8 Некоторые вопросы развития юридического образования 2 2 8 — устный опрос,

-доклады

9 Особенности рынка труда и вузовского обучения в современных условиях 2 2 8 -устный опрос,

выступления с докладами и обсуждение.

ИТОГО 16 20 72 108

5.2. Рекомендации по содержанию самостоятельной работы студентов

Тема 1. Состояние и практические аспекты системы педагогического образования

Вопросы для обсуждения:

  1. Образование и педагогика как социальные феномены.
  2. Влияние социально-экономических изменений в российской действительности на образовательный процесс.
  3. Проблемы отечественной системы педагогического образования и пути их решения.

Реферативные разработки:

  • Образование и рынок.
  • Наука, образование и материальные факторы.

Тема 2. История педагогики

Вопросы для усвоения учебного материала:

  1. Педагогические взгляды теории и практики основоположников науки об образовании: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Н.А. Корф, Н.Ф. Бунаков, С.А. Рачинский, Л.Н. Толской, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко.
  2. Система образования и учебно-воспитательные заведения в России.

Тема 3. Высшее профессиональное образование и его дидактики

Вопросы для усвоения учебного материала:

  1. Личностный аспект образования.
  2. Отечественная система высшего профессионального образования и ее развитие.
  3. Дидактики современной высшей школы.

Инициативные фиксированные выступления:

  • Человек, индивид, индивидуальность.
  • Личность как центральная категория образовательного процесса.

Тема 4. Вузовский учебный процесс

Вопросы для усвоения учебного материала:

  1. Кафедра – основное учебно-научное подразделение вуза.
  2. Организация учебных занятий.
  3. Содержание методической работы.
  4. Организационно-методическая работа на кафедре.
  5. Учебно-воспитательная работа со студентами.

Тема 5. Технологии вузовского образования

Вопросы для усвоения учебного материала:

  1. Виды и формы образовательного процесса.
  2. Методы обучения.
  3. Инновационные педагогические технологии.

Реферативные разработки:

  • К.Д. Ушинский об особенностях подачи и восприятия учебного материала в молодежной аудитории.
  • Развивающий эффект и воспитательное значение личного примера педагога.

Тема 6. Дидактические особенности учебника для вуза

Вопросы для усвоения учебного материала:

  1. Понятие учебника в современной дидактике.
  2. Дидактические требования к изложению предмета изучения.
  3. Факторы, способствующие удобству восприятия учебного материала.

Реферативные разработки:

  • Нормативные требования к использованию понятийного аппарата.
  • Наиболее распространенные нарушения правил логики в операциях классификации и систематизации классов явлений.
  • Библиографические требования к оформлению сносок и списков литературы.

Тема 9. Особенности рынка труда и вузовского обучения в современных условиях.

Вопросы для усвоения учебного материала:

  1. Факторы изменения возможностей профессиональной реализации выпускников вузов.
  2. Принципиальные пути выхода отечественного образования из создавшегося положения.
  3. Востребованность новых образовательных компонентов и повышение профессиональной мобильности выпускников в условиях рынка.

Реферативные разработки:

  • Нормативные требования к использованию понятийного аппарата.
  • Наиболее распространенные нарушения правил логики в операциях классификации и систематизации классов явлений.
  • Библиографические требования к оформлению сносок и списков литературы.

5.3. Содержание практических занятий и тренингов

Тема 3. Высшее профессиональное образование и его дидактики.

  1. Обсуждение доклада доктора философский наук, доктора филологических наук, профессора, заведующего сектором Института философии РАН П.С. Гуревича «Личностный аспект образования» // Высшее образование для XXI века. V Международная научная конференция МосГУ 13-15 ноября 2008 г. – М.: Изд. МосГУ, 2008. – 319 с; С. 229 – 246.
  2. Заслушивание фиксированных выступлений с раскрытием содержания дидактических принципов высшего профессионального образования:
  • Воспитывающего и развивающего обучения.
  • Связи обучения с жизнью.
  • Наглядности и посильной трудности образовательного процесса.
  • Систематичности и последовательности обучения.
  • Сознательности и творческой активности обучающихся.
  • Развития креативного мышления.

Тема 4. Вузовский учебный процесс.

  1. 1.Обмен мнениями, жизненными наблюдениями относительно авторитета педагога как фактора, обеспечивающего успех вузовского учебного процесса.

Авторитет – высокоценимые качества, которыми обучаемые наделяют педагога и которые детерминируют их поведение без убеждения или угрозы наказания. Он основывается на согласии и осознает уважение к личности педагога, доверие к ней.

Авторитет может быть истинным, когда педагог обладает теми качествами, которые от него ожидают обучаемые, и ложным, сформированным на заблуждениях относительно личности преподавателя.

К ложным формам авторитета относят авторитет подавления (демонстрация превосходства), авторитет расстояния (недоступность, дистанцирование), авторитет педантизма (мелочность, придирчивость), авторитет резонерства (словоблудие), авторитет мнимой доброты (попустительство, нетребовательность).

Авторитет создается во время общения, трудовой деятельности и может расти, падать, исчезать.

Опираясь на собственный жизненный опыт, приведите примеры, проанализируйте, выскажите свою позицию относительно истинного и ложного авторитета педагогов, с которыми Вам приходилось встречаться. С кого бы из них Вы хотели брать пример?

  1. 2.Анализ путей формирования имиджа педагога.

а) Имидж – это образ, который создает благоприятное впечатление о человеке и обусловлен внешностью, а также правильным выбором модели поведения.

Специалисты выделяют такие составляющие имиджа:

  • личное обаяние;
  • нравственные характеристики (коммуникабельность, эмпатичность, рефлективность, красноречивость);
  • техника импровизации (умение подать себя с наилучшей стороны, используя свои знания, умения и опыт).

Менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999. – С. 261 – 262.

Можете ли Вы что-либо добавить к этим составляющим или скорректировать их?

б) Как Вы относитесь к высказыванию: «Внешний облик – это первый шаг к успеху, своеобразный ход, свидетельствующий о внутреннем духовном мире человека»?

Сформулируйте Ваше отношение к некоторым общим правилам имиджирования:

  • следите за чистотой одежды;
  • не носите ничего кричащего;
  • постарайтесь, чтобы Ваши поступки, слово и одежда запомнились с лучшей стороны;
  • делайте все вовремя;
  • не болтайте лишнего;
  • говорите и пишите правильно;
  • демонстрируя учебник или научные достижения кафедры, вуза, помните, что Ваш имидж – это частица информации об общем уровне вуза.

в) Прокомментируйте тезис и высказывание о том, что от педагога прежде всего зависит создание положительного эмоционального фона и главным средством для этого является слово.

И.П. Павлов: «Слово для человека является сильнейшим условным раздражителем, не имеющим равного себе ни в количественном, ни в качественном отношении среди других раздражителей».

Каждое слово, которое мы слышим и тем более произносим, оставляет глубокий след в нас самих. Злословя по отношению к другому человеку, мы наносим вред не только тому, о ком говорим, но и себе самим, своей психике, своему видению мира. Вот почему так важно уметь подавлять в себе это.

К.С. Станиславский не уставал повторять: «Умейте в каждой вещи найти не худшее, а лучшее. Не худшее, а лучшее».

Об этом же писал известный художник Н. Рерих: «Учиться радости, учиться видеть лишь доброе и красивое! Если мы загрязнили глаза и слова наши, то надо учиться их очистить. И у нас жизнь разрастается, и нам недосуг будет всматриваться в ненавистное. Отойдет ликование злобы. И у нас откроется глаз добрый».

  1. 3.Разбор конфликтной ситуации в учебном процессе.

Конфликтная педагогическая ситуация – кратковременное взаимодействие преподавателя со студентами (учебной группой, лекционным потоком) на основе противоположных норм, ценностей, интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся отношений.

В развитии конфликтной ситуации условно выделяют три фазы. Первая фаза – острое начало с явным нарушением социальных норм и ценностей одним из участников ситуации. Вторая фаза – ответная реакция соперника, от формы и содержания которой зависит исход противоборства и направление перестройки сложившихся ранее отношений. Носит стрессогенный характер: ставит под угрозу честь личности, ее авторитет, поскольку дефицит времени и информации сокращает возможность достойного ответа. Третья фаза – относительно быстрое и радикальное изменение бытующих норм и ценностей в сторону улучшения или ухудшения ранее сложившихся отношений.

Проанализируйте конфликтную ситуацию на занятии по физкультуре со студентами первого курса. Занятия вел молодой педагог. Студенты сдавали норматив бега на сто метров. Результаты, которые показывали студенты, не устраивали преподавателя. Когда закончился последний забег, преподаватель раздраженно, с досадой произнес: «Не умеете бегать». Из группы студентов раздался голос: «Взяли бы да показали пример». Педагог ответил: «Нечего показывать. Я мастер спорта по легкой атлетике в беге на короткие дистанции». Из группы вновь послышалась реплика: «Подумаешь, Валерий Борзов нашелся». Педагог резко отреагировал: «Ты – хам». С тех пор за преподавателем физкультуры закрепилось прозвище «Борзов», и он вынужден был уйти из вуза.

6. Оценка знаний обучающихся

6.1. Контрольные вопросы по курсу

  1. Что такое образование как социальный феномен и какова его роль в жизни общества?
  2. Можете ли вы раскрыть содержание понятий “педагогика”, “дидактика”?
  3. Каковы педагогические принципы К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского?
  4. В чем суть современных дидактик высшей школы?
  5. Охарактеризуйте взаимосвязь процессов обучения и воспитания?
  6. Раскройте содержание форм и методов обучения?
  7. В чем Вы видите развивающие функции современных образовательных технологий?
  8. Фундаментализм и специализация в образовании: в чем суть проблемы?
  9. Каковы проблемы российского и западноевропейского образования в свете Болонской декларации?
      1. В чем Вы видите проблемы профессионального юридического образования?
      2. Каковы требования Федерального государственного образовательного стандарта к профессиональному образованию в современных условиях?

6.2. Примерная тематика рефератов

1. К.Д.Ушинский- основоположник научной педагогики.

2. Л.Н.Толстой — народный учитель.

3. А.С.Макаренко и его педагогические принципы.

4. Образование в современной России: новые решения.

5. Конкурентноспособность государства и образование.

6. Качество образования как стратегический ориентир развития общества.

7. Роль и задачи образования в формировании инновационно-интеллектуальной экономики.

8. Формирование креативного мышления в современных условиях.

9. Образование и личность.

10. Дидактики современной высшей школы.

11. Воспитание в системе образовательного процесса.

12. Воспитание молодежи: задачи современного этапа.

13. Формы и методы обучения.

14. Развивающие функции современных образовательных технологий.

15. Потребности производства: фундаментализм и специализация в образовании.

16. Болонский процесс: проблемы российского и западно-европейского образования.

17. Профессиональная мобильность и особенности подготовки специалистов в рыночных условиях.

18. Некоторые вопросы развития юридического образования.

19. Высшее профессиональное образование в свете современных требований Федерального государственного образовательного стандарта.

20. Критическое мышление и толерантность как атрибуты личности современного специалиста.

21. Уровень требовательности и его значение в деятельности педагога.

22. Роль образования в становлении и развитии правовой культуры.

7. Вопросы для зачета

  1. Образование и воспитание как целостный педагогический процесс.
  2. Функции высшего профессионального образования.
  3. Сущность и содержание педагогики как науки.
  4. Основоположники педагогики, их теории и практики.
  5. Система образования и учебно-воспитательные заведения в истории России.
  6. Отечественная система высшего профессионального образования и ее развитие.
  7. Дидактики современной высшей школы
  8. Организация учебной работы в вузе.
  9. Учебно-воспитательная работа со студентами.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8.1. Основная литература

1.Громкова М.Т. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Громкова М.Т.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 447 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12854.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Шарипов Ф.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2012.— 448 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9147.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

8.2. Дополнительная литература:

1. Годлиник О.Б. Основные вопросы и концепции педагогики [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Годлиник О.Б., Соловьёва Е.А.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2011.— 85 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19020.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Образовательный процесс в современной высшей школе. Инновационные технологии обучения [Электронный ресурс]: сборник статей научно-методической конференции/ А.Т. Анисимова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Краснодар: Южный институт менеджмента, 2014.— 162 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25976.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Петрова О.О. Педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Петрова О.О., Долганова О.В., Шарохина Е.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 191 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6322.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

8.3. Программное обеспечение

  1. Интернет ресурсы библиотеки РААН
  2. Электронная база данных кафедры социально-гуманитарных и общеобразовательных дисциплин, отдела докторантуры и аспирантуры.
  3. Учебно-методические комплексы по дисциплинам «Философия», «Логика», «Риторика», «Психология».

8.4 Учебно-методическое обеспечение курса (образовательные технологии):

  • Пробные, демонстрационные, открытые лекции;
  • Тренинги, круглые столы, деловые игры;
  • Аналитический разбор проведенных занятий;
  • Использование мультимедийных средств.

9. Материально-техническое обеспечение курса

  1. Специальные помещения для проведения занятий лекционного и семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля, промежуточной аттестации.
  2. Помещения для самостоятельной работы обучающихся, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети Интернет и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
  3. Классы, укомплектованные специальной мебелью и техническими средствами обучения, для обеспечения дисциплины научно-исследовательской работы и практик.
  4. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека), а также библиотечный фонд РААН, укомплектованный печатными изданиями.
  5. Электронная база кафедры социально-гуманитарных и общеобразовательных дисциплин.
  6. Электронная база отдела докторантуры и аспирантуры.
  1. 10.Методические указания для аспирантов по освоению дисциплины

Ознакомление с требованиями ФГОС ВО по программе подготовки кадров высшей квалификации 40.06.01. Юриспруденция / Исследователь. Преподаватель-исследователь.

Прослушивание курса лекции по и освоение практик по Педагогике высшего образования. Получение систематизированных знаний, относящихся к истории педагогики; особенностям отечественного педагогического образования; сущности и организации вузовского учебного процесса; современных дидактик высшей школы; дидактических особенностей вузовской учебно-методической литературы; места и роли российской высшей школы в системе мирового образовательного пространства; специфики юридического образования; проблем рынка труда и вузовского обучения в современных условиях.

Постижение образовательных технологий путем подготовки и чтения лекций, проведения практических занятий, использования технических средств обучения, аналитического разбора проведенных занятий.

Авторизация

Регистрация

*

Generation password

WordPress Lessons