Цель магистратуры как уровня образования состоит в подготовке профессионалов высшей квалификации, способных не только решать типовые задачи с помощью освоенных в процессе обучения методов, но и вырабатывать новые подходы к осуществлению своей профессиональной деятельности.
Правом обучаться в магистратуре обладают все лица, имеющие высшее образование, подтвержденное дипломом государственного образца – как бакалавры, так и специалисты вне зависимости от того, по какому направлению было получено это образование. Для специалистов обучение в магистратуре – это возможность получить второе высшее образование.
Первый диплом о высшем образовании, необходимый для поступления в магистратуре, свидетельствует о том, что «общекультурный» фундамент высшей квалификации уже сформирован, поэтому подготовка магистров концентрируется на формировании профессиональных компетенций. Такой подход позволяет максимально эффективно использовать время подготовки, и тем самым оптимизировать инвестиции в свое образование.
Срок обучения в магистратуре составляет 2 года. Получение образования по сокращенным программа подготовки магистратуры не допускается. Право на отсрочку от призыва на военную службу обучение в магистратуре дает только тем, кто поступил в магистратуру с дипломом бакалавра непосредственно после его получения, т.е. требуется соблюдение условия о непрерывности образования.
Магистратура — продвинутая форма получения высшего образования
Современный рынок труда предъявляет повышенные требования к соискателям высокооплачиваемой и перспективной работы, поэтому сегодня все актуальнее становится лозунг «Обучение через всю жизнь» (lifelong learning). Одна из современных форм получения знаний — магистратура. Учитывая, что эта форма появилась в российской образовательной системе относительно недавно, пока не все до конца понимают ее преимущества.
Магистратура позволяет получить углубленные знания
Магистратура направлена на углубление и адресную специализацию профессиональных знаний и умений. Программы магистратуры обеспечивают развитие конкретных профессиональных компетенций, базовый уровень которых был сформирован бакалавриатом того или иного профиля.
В то же время, выбор направления и конкретной программы для получения степени магистра не ограничивается соответствующим направлением, по которому было получено базовое образование с квалификацией «бакалавр» или «специалист».
Магистратура по любому направлению подготовки обязательно предполагает формирование таких общекультурных компетенций как:
- способность к изменению профиля своей профессиональной деятельности;
- способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в т.ч. в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.
Магистратура по любому направлению обязательно обеспечивает подготовку не только к узкопрофессиональной деятельности, но и к организационно-управленческой, научно-исследовательской и педагогической.
Организационно-управленческая деятельность. Наличие степени магистра означает не просто подготовку высококвалифицированных профессионалов, способных не только самостоятельно ставить и решать задачи в рамках своей профессиональной области, но и организовывать коллективную работу. Переход на двухуровневую систему образования четко разграничивает ступени карьерного роста: переход на руководящие позиции (начиная с заместителя начальника отдела) требует соответствующей квалификации магистра.
Научно-исследовательская деятельность. С одной стороны, магистратура является необходимой ступенью в подготовке научных кадров высшей квалификации – в соответствии с этим, одной из областей профессиональной деятельности магистров ФГОСы называют академические и ведомственные научно-исследовательские организации. С другой стороны, формирование профессиональных компетенций в области научно-исследовательской деятельности выступает важным условием разработки магистрами новых креативных подходов к решению задач профессиональной деятельности
Педагогическая деятельность. Подготовка магистров к педагогической деятельности, аналогично научно-исследовательской, имеет два аспекта. Первый аспект непосредственно связан с построением научной карьеры – кадры высшей научной квалификации, как правило, осуществляют преподавание дисциплин соответствующего направления, в т.ч. в вузах. Второй аспект связан с тем, что успешное построение карьеры в рамках любой профессиональной области сопровождается с одной стороны, накапливанием и обобщением знаний и опыта, а с другой стороны, все большим дистанцированием от операционной деятельности. Соответственно, встает задача передачи знаний и опыта коллегам, что требует специфических компетенций.
Таким образом, обучение по программам магистратуры позволяет получить углубленные знания, навыки и компетенции как для успешной профессиональной деятельности и карьерного роста, так и для дальнейшего обучения в аспирантуре с целью получения высшей научной квалификации.