НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ АДВОКАТУРЫ И НОТАРИАТА»
Докторантура и аспирантура
Кафедра социально-гуманитарных и общеобразовательных дисциплин
ПРОГРАММА
вступительного экзамена по философии в аспирантуру
Направление подготовки
40.06.01 Юриспруденция / Исследователь. Преподаватель-исследователь
Москва 2015
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ АДВОКАТУРЫ И НОТАРИАТА»
Докторантура и аспирантура
Кафедра социально-гуманитарных и общеобразовательных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
__________________________
«___» _______________ 20__ г.
ПРОГРАММА
вступительного экзамена по философии в аспирантуру
Направление подготовки
40.06.01 Юриспруденция / Исследователь. Преподаватель-исследователь
Москва 2015
Составители:
Е.В. Сарычев – почетный работник высшего профессионального образования Российской федерации, член-корреспондент Международной АН педагогического образования, почетный доктор Российской академии адвокатуры и нотариата, доктор философских наук, профессор;
Рецензент:
М.И. Ясюков – доктор философских наук, профессор;
Обсуждено и одобрено на заседании кафедры социально-гуманитарных и общеобразовательных дисциплин РААН 21 января 2015 г. Протокол № 4.
1. Вступительный экзамен в аспирантуру
Контроль знаний ориентирован на определение уровня освоения дисциплины в объеме вузовской учебной программы по философии в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта РФ. В ходе экзамена преследуются цели и задачи установить степень:
- овладения основами философского мировоззрения, как фундамента формирования жизненной позиции и ценностных ориентиров человека;
- приобщения к общечеловеческим ценностям;
- ориентации в сложных общественных процессах;
- системного усвоения принципов и методов познания;
- развития навыков логического мышления;
- освоения общественно- и личностно-значимых стимулов профессиональной деятельности;
- получения наиболее общих знаний о сущности, структуре и особенностях процессов, происходящих в природе, обществе и мышлений;
- овладения методологией познавательной и практической деятельности, основными формами и методами научной работы;
- уяснения современных взглядов на сущность человека индивидуальности, личности;
- ознакомления с этическими и эстетическими ценностями, законами, нормами права, принципами морали и общественными идеалами;
- обогащения духовного мира человека, укрепления общественно значимых стимулов профессиональной деятельности, повышения социальной активности гражданина;
- прояснения смысла и назначения жизни.
2. Аспирант должен знать и понимать:
- место философии в системе общеобразовательной подготовки исследователя, преподавателя-исследователя;
- содержательную и методическую связь дисциплины с историей, политикой, правом, экономикой, этикой, эстетикой, культурой и другими областями общественной жизни;
- мировоззренческую, методологическую роль философии как основы теоретической и практической деятельности в сфере юриспруденции.
3. Поступающему в аспирантуру надлежит продемонстрировать уровни освоения общекультурных и профессиональных компетенций.
Знать:
- основы философии и ее роли в истории человеческой культуры и становлении правовых идей;
- основные понятия, категории и принципы философского мышления и их значимости в профессиональной деятельности юриста;
- основные этапы развития мировой философской мысли, суть учения важнейших школ и взглядов выдающихся философов;
- основные философские школы, традиции и их представителей в России;
- основные разделы философского знания;
- философские и религиозно-этические концепции человека, его назначения и смысла жизни;
- природу и сущность сознания, взаимоотношение духовного и телесного, социального и биологического начал в человеке;
- условия формирования личности, ее свободы и ответственности;
- суть общества, его структуры, соотношение общественного бытия и общественного сознания;
- многообразие культур и цивилизаций, их взаимодействие и вариативность исторического процесса;
- суть практики как способа отношения человека к миру;
- многообразие форм и методов научного познания, особенности функционирования знания в современном информационном обществе;
- роль науки в развитии цивилизации, ценности научной рациональности и ее исторические типы;
- актуальные проблемы развития государства и права в эпоху становления информационной цивилизации.
Уметь:
- работать с современной научной литературой;
- готовить доклад или реферат по изучаемым проблемам;
- выступать с докладом или сообщением на семинарском занятии или научной конференции;
- творчески осмысливать изучаемый материал, критически анализировать литературные источники, делать выводы и обобщения;
- применять полученные знания при организации межличностных отношений в сфере правовой деятельности;
- самостоятельно мыслить, обосновывать, аргументировано доказывать и отстаивать собственные убеждения человека, личности, гражданина и патриота;
- стремиться к личностному и профессиональному развитию.
Владеть:
- пониманием роли философии в истории человеческой культуры и становлении правовых идей;
- знанием основных этапов развития мировой философской мысли, представлением о важнейших школах и учениях выдающихся философов;
- представлением о классических философских текстах, охватывающих различные мыслительные эпохи и традиции;
- общим представлением об основных отраслях философского знания;
- знаниями о научной картине мироздания, ее функциональных понятиях и принципах; о концепции человека; об эстетических ценностях; об историчности человеческого бытия; многообразии культур и цивилизаций, их взаимодействии;
- этическими взглядами, ценностями и убеждениями, основами их применения в жизни, в правовой деятельности.
4. Вопросы вступительного экзамена
1. Философское мировоззрение и его роль в культурном развитии личности.
2. Философия Древнего Китая: даосизм, конфуцианство.
3. Философия Древней Индии.
4. Философия Древней Греции и Рима.
5. Этические взгляды Сократа, Аристотеля, стоиков, эпикурейцев.
6. Античная диалектика: Гераклит, элеаты, пифагорейцы.
7. Идеальное государство: концепция Платона.
8. Реализм и номинализм в философии Средневековья.
9. Теория гармонии веры и разума в философии Средневековья.
10. Возрождение как общественно-политическое и культурное движение.
11. Проблема человека и общественного идеала в философии просвещения.
12. Философия Нового времени.
13. Эмпирическая философия Ф.Бэкона.
14. Роль Г.Галилея и Н.Ньютона в развитии науки.
15. Политические и правовые идеи в произведениях Т.Гоббса и Дж. Локка.
16. Рационализм Р. Декарта.
17. Монадология Г. Лейбница.
18. Пантеизм Б.Спинозы.
19. Французский материализм ХYII-ХYIII вв.
20. Философско-художественные взгляды Ф.Вольтера и Ж.-Ж.Руссо.
21. Критическая философия И.Канта.
22. Субъективный идеализм И.Фихте.
23. Философская система и метод Г.Гегеля.
24. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
25. Позитивизм как философия науки.
26. Фрейдизм и неофрейдизм.
27. Философия жизни Ф.Ницше.
28. Западники и славянофилы в русской философии ХIХ-ХХ вв.
29. Философские основания русского космизма.
30. Бытие как философская категория.
31. Философское понятие материи.
32. Философские концепции движения и развития.
33. Диалектические принципы познавательной и практической деятельности.
34. Философские категории и их роль в познании.
35. Всеобщее, общее, особенное, единичное.
36. Содержание и форма.
37. Сущность, видимость, явление.
38. Причина, повод, следствие, предлог.
39. Необходимость, случайность, свобода.
40. Возможность, вероятность, действительность.
41. Происхождение и сущность сознания.
42. Роль разума в жизни планеты: концепция ноосферы В.И. Вернадского.
43. Сущность и особенности познавательного процесса.
44. Философское учение об истине.
45. Философские проблемы экономической жизни общества.
46. Природа и общество: проблемы взаимодействия.
47. Индустриальное, постиндустриальное, информационное общество.
48. Проблема власти в политической жизни общества.
49. Правовая сфера жизни общества.
50. Философия науки и техники.
51. Мораль как регулятор социального поведения.
52. Нормы и принципы общечеловеческой морали.
53. Эстетическое сознание и его роль в духовной жизни.
54. Религиозное сознание и его особенности.
55. Историко-философские концепции человека.
56. Культура и цивилизация.
57. Человек. Индивид. Личность.
58. Проблема смысла жизни.
59. Долг, честь, совесть, ответственность.
60. Добро и зло как философско-этические категории.
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
5.1. Основная литература
1. Алексеев П. В. Философы России Х1Х-ХХ столетий. Биографии, идеи, труды. М., 2002.
2. Алексеев П.В. Социальная философия: учеб, пособие. М., 2004.
3. Алексеев П.В. История философии: Учеб. М.: Проспект. 2006
4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. 3-е изд., испр. и доп. М., 2004.
5. Барулин В.С. Социальная философия: учебник.- 2-е изд., исир. и доп. М., 2002.
6. Бессонов Б.Н. История и философия науки: Учеб.пособ. М.: Высшая.шк. 2009
7. Бессонов Б.Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий: Учебное пособие. «Норма». 2006
8. Богомолов Л.С. Античная философия. М.: Высш.школа. М.2006.
9. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. – 288 с.
10. Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Философия права. М. 2007.
11. Канке В.А. Философия для юристов: учебник / В.А. Канке. – М.: Издательство “Омега-Л”, 2014. – 270 с. (Серия “Высшее юридическое образование”)
12. Малахов В.П. Философия права. Идеи и предположения: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям “Юриспруденция” и “Философия”. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 391с. (Серия “Cogito ergo sum”)
13. Михалкин Н.В., Михалкин А.Н. Философия права: учебное пособие. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 393 с.
14. Майоров Г.Г. Философия как искание Абсолюта: 2-е изд. М.: Либроком. 2009
15. Хрестоматия по философии: учебное пособие / Сост. П.В. Алексеев М.: Проспект, 2014. – 576с.
5.2. Дополнительная литература
– Философский энциклопедический словарь / Ред. колл.: С.С. Лиерипцен и др. – 2-е изд. М.. 1989.
– Философия: Энциклопедический словарь /Под ред. Ивина Л.А. М., 2004.
6. Программное обеспечение
- Интернет ресурсы библиотеки РААН
- Электронная база данных кафедры социально-гуманитарных и общеобразовательных дисциплин, отдела докторантуры и аспирантуры.
- Учебно-методические комплекс по дисциплине «Философия».
7. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Специальные помещения для проведения занятий лекционного и семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля, промежуточной консультации.
- Помещения для самостоятельной работы обучающихся, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети Интернет и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
- Классы, укомплектованные специальной мебелью и техническими средствами обучения, для обеспечения дисциплины научно-исследовательской работы и практик.
- Электронно-библиотечная система (электронная библиотека), а также библиотечный фонд, укомплектованный печатными изданиями.
- Доступ к дистанционным образовательным технологиям, к современным профессиональным базам данных и информационно-справочным средствам.
8. Методические указания для аспирантов по освоению дисциплины
Ознакомление с требованиями ФГОС ВО по программе подготовки кадров высшей квалификации 40.06.01. Юриспруденция / Исследователь. Преподаватель-исследователь.
Прослушивание курса лекции по «Истории и философии науки» с целью уяснения единства исторического, логического, научного, социально-правового подходов к поиску исходного материала для исследования. Осмысление роли философского знания как методологической основы диссертационной работы по правовой тематике.
Постижение образовательных технологий научно-педагогической деятельности путем разработки плана исследования, анализа текстов, участия в дискуссиях, научных конференциях. Развитие умений и навыков работы с научной литературой, поиска фактов, формулировки проблемы, обоснования объекта и предмета исследования, ясного и четкого изложения мысли.