НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ АДВОКАТУРЫ И НОТАРИАТА»

 

Докторантура и аспирантура

Кафедра гуманитарных естественных дисциплин

                                                                          «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                         Первый проректор, д.ю.н.,

                                               профессор

______________Р.В. Шагиева

Рабочая программа курса

«Тренинги профессиональной риторики, дискуссии и общения»

для аспирантов, магистров и соискателей

 

Москва 2014

 

Составители:

Е.В. Сарычев, почетный работник высшего профессионального образования РФ, член-корреспондент Международной АН педагогического образования, почетный доктор РААН, доктор философских наук, профессор

М.Д. Добриева, кандидат юридических наук, доцент, заведующая докторантурой и аспирантурой РААН, адвокат.

 

Рецензенты:

А.А.Власов, доктор юридических наук, профессор, проректор по науке РААН.

С.И. Володина, кандидат юридических наук, доцент, проректор РААН, адвокат.

Обсуждено и одобрено на заседании кафедры гуманитарных и естественных дисциплин РААН  (протокол № 1  от  7.02.2014 г.)

Рекомендовано к печати редакционным советом НИ и РИО РААН в качестве рабочей программы по курсу «Тренинги профессиональной риторики, дискуссии и общения»

I.ВВЕДЕНИЕ 

Из всех возможных способов передачи информации (жест, поза, мимика, зрительный контакт, музыка, танец, пантомима) речь является самым универсальным средством, так как она позволяет точнее всего передать смысл общения.

Выступление на деловом совещании, в суде, высказывание своей личной позиции при оценки обстановки и принятиирешения, отстаивание собственной точки зрения при заключении договора, обоснование личных взглядов по поводу стратегии жизненного поведения-все это требует, во-первых знаниядела и, во-вторых, красноречия, то есть умения ясно, четко, убедительно, экспрессивно выражать свои мысли.

Такие требования предъявляются к профессиональной подготовке, деловым качествам, нравственно-психологической, эстетической культуре, речевому мастерству специалистов любого профиля. Юриспруденция относится к числу лингвоинтенсивных  специальностей, принадлежит к сфере повышенной речевой ответственности.

Риторика в тесной связи с другими дисциплинами имеет особое значение для деятельности юриста. Нет ценности выше человеческой жизни, нет расплаты  дороже чем угрызения совести за чью-то исковерканную жизнь. Слишком дорога цена ошибки в рассуждениях тех, кто определяет судьбу людей.

Существует крылатое выражение: «Юрист не наблюдатель, а грузчик у весов Фемиды.» На чаши весов правосудия он кладет груз общественных требований, выраженных в законе, и тяжесть совершенного деяния; давящую силу обвинения и трепетную надежду защиты; кажущуюся легкость очевидного факта и бремя доказывания.

В истории российского судопроизводства накопился богатейший опыт словестного состязания при произнесении обвинительных и защитительныхречей. Из него мы черпаем сегодня основы практических приемов судебных ораторов, имеем возможность увидеть в них восприимчивых и чутких наблюдателей, тонких психологов, безупречных логиков, просвещенных юристов,блестящих ораторов.

Знаменитые русские адвокаты были всесторонне образованными людьми, высочайшими профессионалами. Их речи отличались исключительной убедительностью, безупречной четкостью, ясностью последовательностью, изяществом выражения мысли и остроумием. Все это помогало им выигрывать, казалось бы безнадежные дела.

В совокупности различных сторон подготовки юристов одно из важнейших мест занимает риторика как теория ораторского искусства, красноречия. Умение говорить важно и с профессиональной, и с бытовой точки зрения. По наблюдениям социальных психологов в повседневной жизни человека значительная часть суточного бодрствования связана на 45% с  восприятием звучащей речи и на 30% с говорением. В этой связи актуально звучат слова специалистов в области социальных отношений, делового общения: «Не допускайте того, что бы через ваши речевые недостатки собеседники нарисовали ложную картину ваших способностей. Заставьте вашу речь работать на вас.» Полезно помнить также риторическую максиму Цицерона, которая гласит, что красноречие есть одно из высших проявлений нравственной силы человека.

 

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Получение теоретических знаний в области:

–         сущности коммуникативных отношений в юридической деятельности;

–         историивозникновения и развития риторики;

–         предметно-логических, психологических, нравственных, эстетических аспектов произнесения и восприятия речи;

–         приемов достижения убедительности речи как важнейшего условия ееэффективности;

–         средств обеспечения выразительности в рассудочной деятельности и в речевом общении;

–         вопросно-ответных форм речевой коммуникации;

–         юридического спора и условий его рационального ведения;

логики и риторического искусства речи адвоката.

     Формирование практических умений и навыков путем:

–         анализаособенностей речи отечественных и зарубежных мастеров судебного красноречия, извлечение уроков из их опыта и поучительных советов;

–         развития и проявления собственных творческих потенциалов на основе взаимной оценки личного жизненного опыта, прослушанных фиксированных выступлений и рефератов с точки зрения их содержания и формы изложения;

–         встреч с практикующими юристами для изучения опыта судебной полемики в реальном масштабе времени;

–         тренажа по развитию умений четко, убедительно, корректно, с достоинством отвечать экспромтом на различные «удобные» и «неудобные» вопросы;

–         овладения риторическими, логическими и психологическими приемами противостояния уловкам, нечестным приемам в споре.

 

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА РИТОРИКИ

В результате изучения курса риторики аспиранты должны:

      Знать:

–         основы риторики как теории и искусства речевого общения, ее роль в будущей профессионально-юридической и научно-педагогической деятельности обучаемых;

–         основные понятия, категории, принципы ораторского искусства и их значимость для профессиональной деятельности юриста;

–         историю возникновения риторики и основные этапы ее развития;

–         риторические традиции в выступлениях российских мастеров судебного красноречия;

–         роль слова в речи юриста;

–         средства обеспечения убедительности и выразительности речевой коммуникации;

–         суть и особенности вопросно-ответного общения;

–         значение и функции спора в социальной динамике развития;

–         принципы ведения полемики;

–         особенности адвокатской деятельности, требующей совершенно определенного склада ума, характера, специфических личностных качеств.

Уметь:

–         работать с современной научной литературой, выбирать необходимую информацию для подражания и собственного профессионального становления;

–         готовить доклады, рефераты, фиксированные выступления по изучаемым темам;

–         выступать с докладами или сообщениями на семинарах, теоретических конференциях, тематических практикумах;

–         участвовать в ролевых играх по исследуемой проблеме;

–         творчески осмысливать изучаемый материал, критически анализировать отечественный и зарубежный опыт, делать обобщения и выводы;

–         применять полученные знания при организации межличностных отношений в правовой сфере;

–         самостоятельно мыслить, обосновывать, аргументированно доказывать и отстаивать собственные убеждения;

–         использовать полученные знания и опыт при разработке тем диссертационного исследования.

Владеть:

–         логическими, риторическими, психологическими, этическими, эстетическими основами полемического мастерства;

–         приемами достижения убедительности и повышения эффективности речи;

–         средствами придания выразительности, образности словам, выражениям, фразеологическим оборотам мысли;

–         риторическими правилами усиления позиции в диалоге;

–         тактикой нейтрализации уловок и нечестных приемов в полемике;

–         способностями учитывать специфику аудитории, владеть риторическими, нравственно-психологическими приемами удержания и привлечения ее внимания к обсуждаемой теме;

–         чувством меры в аргументации, использовании выразительно-изобразительных средств, юмора в суждениях.

Курс лекцийи цикл тренингов призваны помочь аспирантам получить необходимые знания, практические уменияи навыки  для будущей профессионально-юридической и научно-педагогической деятельности.

В процессе прохождения курса риторики каждый аспирант должен представить реферат по предлагаемой примерной тематике.

Защита реферата является промежуточной формой контроля знаний.

Итоговой формой контроля знаний по изучаемому курсу является зачет.

4.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

п/п

Наименование тем Всего Аудиторные занятия (час)
Лекции Тренинги
1 Риторика как теория и искусство речевого общения 2 2
2 История развития риторики 2 2
3 Развитие ораторского искусства в России 2 2
4 Слово в речи юриста 2 2
5 Законы общей

риторики

2 2
6 Риторические приемы

выразительности и убедительности речи

4 4
7 Вопросно–ответная форма речевой коммуникации 4 4
8 Юридический спор как форма диалога 4 4
9 Логика и риторическое искусство речи адвоката 2 2
10 Анализ особенностей речи мастеров судебного красноречия 4 4
11 Обсуждение рефератов по темам выступлений выдающихся юристов 4 4
12 Практикум по риторическим правилам усиления позиции в диалоге 4 4
Итого: 36 24 12

 

5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

5.1.Содержание тем программы

Тема 1. Риторика как наука и искусство речевого общения.

Общение и его особенности.

Семантика терминов «общение», «коммуникация». Общение как специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-практической деятельности. Виды общения по форме (вербальное, невербальное), по функциям. (информационно-коммуникативная, регулятивно-коммуникативная, эмоционально-коммуникативная, по характеру деятельности (обыденно-бытовая, профессионально-трудовая).

Особенности коммуникации в юридической деятельности: регламентированность, учет специфики болевого амплуа, повышенная ответственность за результат общения, более строгое и ответственное использование речевых средств.

Предмет риторики и ее структура. Многогранность содержания риторики. Наука о формах речевого воздействия на аудиторию в целях получения желаемого эффекта. Теория и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи. Наука об условиях и формах эффективной коммуникации. Наука о красноречии.

Риторика общая: теория аргументации, искусство ведения спора, вопросно-ответное общение, национально-культурные традиции речевого поведения.

Частные риторики – изучение закономерностей эффективной речи в лингво-интенсивных областях с повышенной речевой ответственностью(дипломатия, юриспруденция, медицина, журналистика, педагогика и др.)

Риторический канон- путь от мысли к слову.

Этос – нравственные начала речи. Пафос – воодушевление оратора. Логос – логическая стройность речи.

Тема 2. История развития риторики

Зарождениеирасцвет ораторского искусства в Древней Греции.Объективная основа зарождения красноречия в учреждениях народного собрания, народного суда, Совета пятисот с целью публичного решения общественно важных вопросов. Развитие теории и практики риторики в школе софистов (Протагор, Горгий). Судебное красноречие (Лисий).

Политическое красноречие (Исократ, Демосфен). Диалоговое просветительское красноречие (Сократ, Платон). Трактат Аристотеля «Риторика» как итог развития классического греческого красноречия.

Красноречие Древнего Рима. Цицерон о красноречии как одним из главных орудий государства: задачи оратора, требования к речи. Любимые приемы стиля Цицерона. Квинтилиан как теоретик риторики. Риторика – наука и искусство, «творительница убеждения»

Особенности ораторского искусства в Средние века и Новое время.Церковное красноречие (Иоанн Златоуст, Фома Аквинский).

Краснореыие в эпоху Возрождения (Савонарола, Ян Гус, Мартин Лютер, Эразм Роттердамский).

Ораторское исскуство Нового времени. Риторика европейских писателей и мыслителей (Б. Паскаль, М. Монтень, Ф.Бэкон). Особое внимание технике речи, манерам оратора. Формирование светской риторики: устной, эпистолярной, портрета, загадки и др. Глубина содержания и изящество формы.

Тема 3. Развитие ораторского искусства в России

Ораторское искусство Древней Руси. Образцы военного красноречия. Речь князя Святослава перед дружиной при осаде русских войск византийцами в крепости Доростол на Дунае.

Анонимное произведение «Слово о князьях», которое предшествовало «Слову о полку Игореве». Сборник изречений о житейской мудрости «Пчела» с изложением общих правил речевого поведения. Виды древнерусского красноречия: дидактическое, торжественное, практическое, политическое.

Высшее красноречие в XIIIXXвеках. Церковное красноречие (Стефан Яворский, Феофан Прокопович). Университетское красноречие (М.В. Ломоносов, М.М. Сперанвский, А.Ф. Мерзляков, Н.Ф. Кошанский, К.П. Зеленецкий). Академическое красноречие (Т.Н. Грановский, С.Н. Соловьев, В.О. Ключевский, Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев, И.П. Павлов). Судебное красноречие (Ф.Н. Плевако, А.Ф. Кони, Н.П. Карабчевский, С.А. Андреевский).

Неориторика в условиях информационного общества.

Поиск наилучших вариантов общения, убеждения, воздействия с помощью слова в процессе функционирования новейших информационных технологий. Расширение информационной интерактивной среды общения. Под влиянием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) формирование нового образа жизни, стиля мышления в обыденно-бытовой и профессионально-трудовой деятельности, изменение форм вербальных и невербальных связей. Возрастание требований к характеру коммуникации в юридической деятельности: регламентированность, учет специфики ролевого амплуа, повышение ответственности за результат общения, более строгое и ответственное использование речевых средств.

Негативные последствия новых информационных технологий: затруднение живого общения, порождение эпидемии компьютерного одиночества. Легкость получения интернет-информации порождает леность ума; игнорирование других источников знаний; штампованное, копировальное, шаблонное мышление; SMS- безграмотность; ограниченность проявления креативного мышления, индивидуального творчества и др.

Тема 4. Слово в речи юриста

Речевое общение как деятельность говорящего, звучащий язык. Диалог-наиболее распространенный  и демократический вид общения, продуктивный путь движения по пути к истине. Судебный спор как специфическая форма диалога.

Коммуникативный круг и его графическая модель. Предметно-логические условия эффективности общения: единый язык, наличие общего предмета обсуждения, потребность общения, умение слушать и слышать, критическое отношение к высказываниям и взглядам партнера, свобода диалога, отсутствие ограничений на участие в беседе.

Психологические аспекты восприятия речи: мотивы, установка, интересы, уровень знаний, система убеждений, настроение слушателей.

Язык и речь, их особенности и отличия. Качества речи: точность, понятность, чистота.

Специфика судебной речи: строгая процессуальная регламентированность, состязательный характер, доказательность и убедительность, оценочный нравственно-правовой характер, воспитательная функция судебной полемики. Правила усиления позиции в диалоге. Риторическая максима-поиск истины как высшая цель речевого общения.

Тема 5. Законы общей риторики

Риторическая максима: «Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика».

Законы риторики – существенные, необходимые связи и отношения между говорящим и адресатом, которые обуславливают получение желаемого эффекта.

Законы речевого общения.Закон гармонизирующего диалога: возбуждение в слушателе его собственного внутреннего слова; внимание к адресату; учет особенностей собеседника и аудитории; последовательность развертывания речи; используемые приемы, факты, примеры, слова, выражения. Закон продвижения и ориентации: простота и ясность передачи смысла; выделение фрагментов речи; периодический характер речи; использование невербальных средств (жестов, мимики, перемещений и т.п.). Закон эмоциональности речи: воздействие не только на рассудок, но и на чувство; душевное волнение, страсть; использование специальных экспрессивных средств (риторических фигур, тропов). Закон удовольствия: игровая установка; чередование трудных и легких мест; разнообразие речи (интонация, темы, тон, ритм).

Правила слушания. Настроенность на тему беседы, внутренняя заинтересованность. Атмосфера взаимной симпатии. Выделение главной мысли говорящего. Предоставление возможности партнеру высказать свою мысль до конца. Корректные возражения. Недопущение поспешности в оценке результатов беседы.

Тема 6. Риторические приемы выразительности 

и убедительности речи

Убедительность речи – важнейшее условие ее эффективности. Логико-психологические аспекты продуктивного общения. Реальная оценка своих возможностей, учет особенностей аудитории, поведение перед публикой, композиционная выстроенность речи, понимание пропускной способности человеческой психики, особенность подачи фактического материала.

Тропы как средство речевой выразительности, обозначающие перенос смысла одного слова на другое для достижения эмоциональности и образности. Сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, аллегория, эвфемизм, дисфемизм, гипербола, литота.

Стилистические фигуры – особые сочетания слов, помогающие достигать выразительности, экспрессивности и динамичности высказываний.

Фигуры слова: прибавления (анафора, эпифора, симплока, анадиплосис, полисиндетон, градация); убавления (эллипсис, асиндетон); перемещения (инверсия, антитеза, оксюморон, силлепс, хиазм).

Фигуры мысли: определение, парадоксальное цитирование, изречение, риторический вопрос.

Фразеологические единицы: пословицы, поговорки, крылатые слова.

Логика и юмор в суждениях. Разновидности смешного: юмор, сатира, ирония, сарказм. Функции смеха: установить контакт с аудиторией, восстановить утраченное внимание, нанести удар по недобросовестному оппоненту.

Условия эффективного юмора-чувство меры, такт, высокий эстетический вкус.

Тема 7. Вопросно-ответная форма речевой коммуникации.

 

Основы логической теории вопросно-ответного общения. Сущность вопроса и его функции. Вербальная и невербальная формы выражения вопроса. Структура вопроса: предпосылка (пресуппозиция), искомое знание, вопросные слова. Формальная запись вопроса.

Классификация вопросов: по структуре (простые, сложные), по способу запроса неизвестного (уточняющие, восполняющие, эвристические), по степени выраженности (явные, неявные), по количеству возможных ответов (закрытые, открытые), по правильности постановки (корректные, некорректные), по целевому предназначению (прямые и косвенные, обобщающие и конкретизирующие, наводящие и напоминающие, проверяющие и другие).

Ответы, их сущность, функции и разновидности. Виды ответов по отношению к действительности (истинные, ложные), по области поиска (прямые, косвенные), по грамматической форме (свернутые, развернутые, смешанные), по объему представленной информации (полные, неполные)

Правила и ошибки в вопросно-ответном общении. Логические и психологические аспекты контроля за вопросами и ответами. А.Ф. Кони о вечных вопросах в юриспруденции.

 

Тема 8. Юридический спор как форма диалога

Сущность и функции спора. Логическая основа спора: доказательство, опровержение. Организационно-структурная основа спора: пропонент, оппонент, арбитр, аудитория. Классический состав участников спора в уголовном и гражданском процессах.

Виды спора по содержанию: ради истины, ради убеждения, ради победы, ради спора, спор-игра. Виды спора по форме: сосредоточенный , бесформенный, для слушателей, устный, письменный.

Условия рационального спора. Предмет (проблема, тема), наличие противоположных точек зрения, общая основа спора, договоренность о значении ключевых терминов, уважение к оппоненту, свобода участников спора.

Лояльные приемы ведения спора: захват инициативы, возложение бремени доказывания на оппонента, концентрация внимания, эффект внезапности, оттягивание возражения, обращение аргументов оппонента против него самого, последнее слово, высмеивание, вышучивание, остроумный ответ.

Нелояльные приемы спора: подмена тезиса, понятия, аргумента, перенос логического ударения, выдвижение скрытого довода, аргументы к авторитету, к невежеству, к тщеславию, к жалости, к силе, аргумент-гипербола, повышение ставок, чтение в сердцах и другие недобросовестные средства полемики.

Логические и нравственно-психологические меры против уловок.

Тема 9. Логика и риторическое искусство речи адвоката.

Защитительная речь адвоката как разновидность полемического мастерства.Композиционная структура, задачи и особенности защитительной речи: введение, обрисовка главной темы, основные разделы речи, заключение. Подведение итогов проделанной работы в ходе следствия. Прояснение сторон дела, которые с точки зрения защиты остались в тени. Помощь суду в вынесении законного обоснованного приговора. Содействие утверждению гуманистических принципов в межличностных и общественных взаимоотношениях людей.

Защитительная речь-переплетение процессуально-правовых, логических, нравственных, эстетических, психологических сторон.  Факторы, предопределяющие  успех доказывания в юридическом процессе. Разборчивость при принятии поручения на ведение дела в суде. Юридическая перспектива дела. Наличие необходимых доказательств по делу. Нравственное основание для принятия дела к защите, этичность требований клиента.

Эстетическая выразительность речи адвоката. Приемы, связанные с содержанием и умелым применением  логических форм придающих речи строгость, стройность, эмоционально-волевую напряженность.

Приемы, связанные с языком: правильность речи, соблюдение литературных норм, богатство и разнообразие способов выражения мысли.

Приемы, связанные с рациональной и чувственной ступенями познания, особенностями адресата. Применение языка образов, метафор, сравнений, импровизаций и других риторических приемов. Логически безупречная, нравственная по убеждениям, профессионально выверенная в правовом отношении, эстетически выразительная судебная речь-действенное средство отстаивания законности, справедливости, гуманизма в личных и общественных взаимоотношениях людей.

5.2. Содержание тренингов

Тема 10. Анализ особенностей речи отечественных и

зарубежных мастеров судебного красноречия 

(Семинар парадигма)

1.По вашему выбору проанализируйте некоторые судебные речи с

позиций:

– логики оратора, доказывающего виновность или невиновность

подозреваемого;

– характеристики действующих лиц в рамках рассматриваемого

дела;

– ораторских приемов, которые использованы в выступлении.

2. Выскажите свое мнение об основных положениях работы А.Ф.

Кони «Нравственные начала в уголовном процессе» Собр. соч. В

8т.-М.: 1967. Т.4.-С.33-69. Обоснуйте свою точку зрения.

3. Какие уроки вы извлекаете для себя из этих поучительных

советов?

– «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела,

стройно, изящно и с достоинством» Марк Тулий Цицерон.

– «Ораторское искусство требует напряженной работы,

необыкновенного усердия, разнообразных упражнений, богатого

опыта, высокого ума и современного мышления» Марк Фабий

Квинтилиан.

4. Аргументируйте, кого из представителей ораторского искусства

и судебного красноречия вы считаете образцом для подражания,

с кого хотели бы брать пример?

Тема 11. Обсуждение рефератов по темам выступлений

                              выдающихся риторов, юристов (Круглый стол)

1.           Для проявления собственных творческих потенциалов, как и потенциалов выступающих, оцените заранее заготовленные и прослушанные рефераты с точки зрения их содержания и формы изложения.

2.           Подберите наиболее интересующие вас риторические советы и рекомендации А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, С.А. Андреевского, П.С Пороховщикова и других. Какие выводы из них вы извлекаете для себя?

3.           Извлечение практического смысла для своей правовой деятельности из обсуждения антологии «Афоризмы о юриспруденции: Афоризмы, изречения, пословицы, притчи о юриспруденции. От античности до наших дней» – М.: «Узорочье» 2002.- 524с.

Тема 12. Практикум по риторическим правилам усиления позиции в диалоге (Деловая игра)

1. Встреча с судебными ораторами для изучения опыта: подготовки речи, используемых приемов, оформления текста выступления, преодоления трудностей в состязательном судебном процессе и.т.п.

2. Тренаж по развитию умений четко, убедительно с достоинством отвечать экспромтом на различные «удобные» и «неудобные» вопросы.

3. Приведите примеры современных слов-паразитов, концеляризмов, жаргонизмов, дисфенизмов, которые засоряют речь и не допустимы в культурном диалоге.

4. Во времена А.С. Пушкина имели место четко обозначенные варианты обращения:

– «Милостивый государь» – к вышестоящему;

– «Милостивый государь мой» – к равному;

– «Сударь» – к нижестоящему.

Как вы относитесь к современным бытовым и служебным обращениям, которые не имеют общепринятой нормы:

– товарищ           – коллега

– гражданин      – мужчина

– господин         – женщина и пр.

Какие обращения Вы считаете наиболее приемлемыми в бытовом общении и служебных отношениях?

 

5. Приходилось ли вам сталкиваться с нечестными приемами в полемике? Как вы вели себя в такой ситуации?

 

6. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1.    Цицерон о цветах слов и мыслей в речах оратора.

2.    Квинтилиан о психологической стороне ораторской речи.

3.    Корнелий Тацит о стиле и смысле речи.

4.    М.В. Ломоносов об основных качествах оратора.

5.    М.М. Сперанский о правилах высшего красноречия.

6.    А.Ф. Кони об условиях мастерского владения словом

7.    Образцы российского судебного красноречия.

8.    Литературный язык как высшая форма выражения мысли.

9.    Речь юриста – показатель лингвистически культурного общества.

10.Убедительность речи- важнейшее условие ее эффективности.

11.Приемы усиления позиции в диалоге.

12.Разрушение логики лжи.

13.Риторические и нравственно-психологические пути к согласию.

14.Истина-дочь дискуссии, а не дочь симпатии.

15.Уловки в полемике и пути их нейтрализации.

16.Юмор как средство обнажения недобросовестной позиции

оппонента.

17.Неориторика в условиях информационного общества.

7.ОЦЕНКА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

7.1. Контрольные вопросы для оценки качества усвоения курса

1.    Как Вы проинтерпретируете мысль Цицерона: «Слово-благо и ад, орудие честных и нечестных людей»?

2.    Какие выразительно-изобразительные средства языка известны Вам?

3.    Можете ли Вы назвать фигуры прибавления, помогающие достичь экспрессивности и динамичности высказываний?

4.    Какие Вам известны фигуры убавления?

5.    Назовите основные фигуры расположения или перемещения.

6.    Какова роль фразеологических единиц в речевом общении?

7.    Что такое тропы в совокупности средств речевой выразительности?

8.    Как взаимосвязаны язык и качества речи?

9.    Каковы особенности судебной речи?

10.Что такое юмор и какие разновидности смешного известны вам?

11.Охарактеризуйте логико-этические основы применения смешного

в процессе общения.

12.Каковы правила усиления позиции в диалоге?

13.А.Ф. Кони об условиях мастерского владения словом.

14.Позитивное и негативное влияние информационного общества на развитие риторики.

8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

 ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

8.1.  Основная литература

1.Абрамова Н.А., Володина С.Н., Никулина И.А. Риторика / отв.ред. С.И. Володина – М.: Проспект, 2014. -280 с.

2.Александров Д.Н. Риторика: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ – ДАНА,                                                    2000.- 534 с.

3.Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов: Учебное пособие.-                                                  Ростов Н/Д.: «Феникс», 2002.- 576 с.

4.Галяшина Е.И. Основы судебного речеведения. – М.:СТЭНСИ, 2003.-236 с.

5.Голуб И.Б. Искусство риторики: Пособие по красноречию. – Ростов                                                 Н/Д.:Феникс, 2005.- 384 с.

6.Губаева Т.В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. – М.: НОРМА, 2004.

– 160 с.

7.Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (Риторика для юристов):                        Учебное пособие. – М.: НОРМА: НОРМА-ИНФРА, 2001. – 592 с.

8.Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. – СПб.: Норинт, 2001. – 191с.

9.Кривощапова Н.М. Риторика: Тексты лекций. – М.: ИНФРА-М. 2002. – 188 с.

10.Культура русской речи: Учебник для вузов. – М.: НОРМА:НОРМА-ИНФРА, 2000.-549 с.

11.Купина Н.А. Риторика в играх и упражнениях: Учебное пособие. – М.:                                                              ФЛИНТА: НАУКА, 2002. – 232 с.

12.Мельников И.И. (мл.), Мельников И.И. (ст.). Судебная речь: Для участников судебных прении по уголовным делам. – М.: Экмос, 2003.

–160 с.

13.Мирзоев Г.Б., Сарычев Е.В. Логика и прагматика адвокатской деятельности: Учебное пособие. – М.: Граница, 2007. – 312 с.

14.Петров О.В. Основы судебного красноречия: Учебное пособие. – М.:    Проспект. 2006. – 208 с.

8.2. Дополнительная литература

1.Сергеев В.И. Юридические этюды. Афоризмы и размышления о праве и бесправии. – М.: «Юрист», 2007. – 288 с.

2.Сергеич П. Искусство речи на суде. – Тула: Автограф, 2000. – 320 с.

8.2.Программное обеспечение курса

1.Библиотека РААН.

2.Сайты кафедры гуманитарных и естественных дисциплин, отдела

докторантуры и аспирантуры.

3.Учебно-методические комплексы по дисциплинам «Философия», «Логика», «Риторика», «Психология».

8.3. Методическое обеспечение курса 

Образовательные технологии:

– проблемные лекции

– семинар парадигма

– круглый стол

– деловая игра

– анализ речей мастеров судебного красноречия

– обсуждение рефератов, фиксированных выступлений.

9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

1.Интернет-ресурсы.

2.Электронный ресурс библиотеки РААН.

3.Электронная база кафедры гуманитарных и естественных дисциплин.

4.Электронная база отдела докторантуры и аспирантуры